Blue Flower

Архитектор Александр БрюлловАлександр Брюллов родился 29 ноября 1798 г. в семье «академика орнаментной скульптуры» Павла Ивановича Брюлло. Предками семьи Брюлло были французы, вынужденные покинуть родину и поселиться в Германии после отмены в 1685 г. Нантского эдикта, предоставлявшего французам-протестантам свободу вероисповедания. Прадед будущего архитектора Георг Брюлло приехал в Россию в 1733 г. С петровских времен Россия привлекала иностранных художников, строителей, мастеров различных специальностей размахом своей созидательной деятельности, сулящей приезжим интересную и выгодную работу. Одним из таких мастеров и был Георг Брюлло. Он поступил работать на Императорский фарфоровый завод в Петербурге в качестве лепщика. Но Георг был не только мастером лепного дела. Также он профессионально владел другими тонкими художественными ремеслами — резьбой по дереву и лакированием. Всем этим искусствам он научил своего внука Пауля — Павла Ивановача Брюлло. Благодаря трудолюбию и упорству, П. И. Брюлло добился больших успехов в резьбе, золочению и лакировке дерева. Он даже несколько лет преподавал резьбу по дереву в Академии художеств. Семья у мастера была большая, пять сыновей и две дочери. Все они воспитывались в атмосфере глубокого уважения к труду, и по мере взросления сыновья становились помощниками отца в его художественных занятиях.
В январе 1810 г. Александр Брюлло стал учеником Академии художеств. Отец платил за его образование. Туда же поступил и брат Александра Карл. В начале XIX столетия Академия художеств была центром художественной жизни в России, и за долгие годы обучения воспитанники получали солидные знания. Кроме специальных предметов они постигали русскую словесность, немецкий и французский языки, историю, географию, физику и математику. Способности и навыки, полученные Александром в семье, позволили ему сразу же стать одним из лучших учеников Академии. Успешно закончив первую ступень академического образования, А. Брюлло перешел в специальный, архитектурный класс. В начале XIX века архитектурный класс Академии возглавляли великие русские зодчие, мастера классицизма А. Д. Захаров и А. Н. Воронихин, по классу архитектурной композиции его учителем был А. А. Михайлов. И в старших классах Александр занимался успешно, получив серебряные медали за рисунок и архитектурные композиции.
31 декабря 1820 г. курс обучения в Академии был закончен. Александру был присужден аттестат первой степени и звание художника 14 класса. Несколько позже с Большой золотой медалью закончил Академию и его брат Карл. Дружба с братом прошла светлой полосой через всю жизнь Александра. Художник Карл Брюллов неоднократно писал портреты своего старшего брата, а на долю архитектора Александра Брюллова выпал горький долг — возвести памятник на могиле Карла.
По окончании Академии художеств молодой архитектор сразу же поступил на службу в Комиссию по построению Исаакиевского собора, но проработал там чуть больше года. Общество поощрения художников добилось разрешения на поездку братьев Брюлло пенсионерами за границу для усовершенствования в искусстве. Путь Брюлло проходил через Ригу, Мемель, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Мюнхен, а оттуда в Венецию, Падую, Верону, Мантую, Болонью и, наконец, в Рим. Весной 1824 г. Александр принял участие в поездке на юг Италии и Сицилию, где сохранились руины античных храмов. В 1826 г. архитектор уехал в Париж, где прослушал курс механики в Сорбонне, курс архитектуры в Королевской школе искусств. Александр освоил технику литографии и ознакомился с новейшими усовершенствованиями французов в конструкции театральных зданий. Из Франции Брюллов выехал в Англию и Швейцарию, а в 1830 г. возвратился в Петербург. Почти сразу же зодчему присвоили звание академика и, по решению совета Академии, его назначили исполнять обязанности профессора второй степени.
В эти годы в Петербурге было распространено увлечение готикой. Александр Брюллов не остался в стороне от модного течения. В готическом стиле он выполнил свою первую работу — здание церкви в Шуваловском парке в Парголово, выполненное по заказу графини Полье.
Творчество архитектора получает признание и в официальных кругах. По заданию правительства он строит здание Михайловского Театра (ныне Академический Малый театр оперы и балета), переделывает проект фасада Градских присутственных мест в Кронштадте.
Крупным событием в культурной жизни России 1830-х гг. явилось создание Пулковской обсерватории, которая была построена Брюлловым. Размахом и совершенством своей научной деятельности обсерватория вскоре заняла первое место в мире. Большая заслуга в этом принадлежала автору проекта и строителю.
В это же время Брюллов проводит колоссальную работу по восстановлению сгоревших в 1837 г. помещений Зимнего дворца и создает проект самого крупного из своих творений здания Штаба гвардейского корпуса на Дворцовой площади. До этого Штаб гвардейского корпуса занимал небольшой дом рядом с Главным штабом. Застраивая восточную границу Дворцовой площади, зодчий стремился завершить исторически сложившийся ансамбль, не противопоставляя свое здание индивидуальностью и оригинальностью решения соседним сооружениям. Архитектор правильно оценил доминирующее значение и высокие художественные достоинства главных зданий и создал спокойное, нейтральное, лишенное ярких архитектурных акцентов здание, проявив при этом большой градостроительный такт.
В начале 1832 г. лютеранская община Петербурга заказала Брюллову проект церкви на Невском проспекте. Существовавшая на этом месте с 1730 г. небольшая «кирка на першпективе» обветшала и не соответствовала облику и значению главной магистрали города. Закладка новой церкви состоялась в августе 1833 г., а строительство было закончено в 1838 г. Брюллову удалось создать своеобразное и самобытное сооружение. Несмотря на необычные для Петербурга формы, оно органично вошло в ансамбль. Невского проспекта. Здание лютеранской церкви св. Петра являлось архитектурным центром всей композиции.
В середине 1840-х гг. в Петербурге были возведены еще два крупных строения зодчего — Александрийская больница (1844-1850) и Служебный дом Мраморного дворца (1845-1850). Александрийская больница для неизлечимых пациентов — ныне Нейрохирургический институт имени А. Л. Поленова — строилась в память младшей дочери Николая I Александры, умершей от туберкулеза, и предназначалась для больных из беднейших слоев населения. Строительство проводилось под личным присмотром императора, который часто вмешивался в строительный процесс.
Здание Александрийской больницы — новый шаг в творчестве Брюллова. Не связанный необходимостью считаться со сложившимся архитектурным ансамблем, зодчий свободно оперировал различными архитектурными формами и большое внимание уделил удобству будущих пациентов больницы.
Служебный дом Мраморного дворца (Миллионная ул., 5) архитектор надстроил и реконструировал, используя уже существующий фундамент и стены. Принимал участие зодчий и в реконструкции самого Мраморного дворца, носившей в основном интерьерный характер. За работы в Мраморном дворце Брюллов был произведен в действительные статские советники. Позже интерьеры дворца были изменены при переоборудовании его под музей В. И. Ленина.
Также принимал Брюллов большое участие в строительстве и оформлении постоянных петербургских мостов. Благовещенский мост, созданный Кербедзом и Брюлловым, послужил эталоном для других мостов через Неву. (После революции мост получил имя лейтенанта Шмидта; в 1937 г. он был реконструирован.)
В 1850 г. по проекту Брюллова был отлит и установлен памятник на Куликовом ноле в честь победы русских войск под руководством Дмитрия Донского над татарами в 1380 г.
Несмотря на многогранную творческую деятельность, Александр Павлович Брюллов довольно рано отошел от практической работы. Николай I отвергал его проекты. Сказались конфликты с императором при строительстве Александрийской больницы. С середины XIX столетия вся деятельность Брюллова проходила в стенах Академии художеств. Уже в 1842 г. он получил звание профессора первой степени, а в 1854 г. стал заслуженным профессором. Как педагог и эрудит А. П. Брюллов пользовался большим авторитетом. Ему чаще всего поручали рассматривать поступающие на экспертизу научные труды и инженерно-технические разработки. В 1871 г. архитектор ушел в отставку, продолжая оставаться членом Совета Академии.
Вся жизнь А. П. Брюллова была тесно связана с Петербургом. Почти все построенные им здания до сих пор стоят в нашем городе. Сохранился и его дом на Кадетской линии (ныне Съездовская линия, 21). Отсюда родные, друзья и ученики проводили его в последний путь. Александр Павлович Брюллов скончался 21 января 1877 г. Он похоронен в Павловске, где обыкновенно проводил летние месяцы.