Blue Flower

Архитектор Александр фон ГогенАлександр Иванович фон Гоген родился 12 августа 1856 г. в Архангельске в небогатой дворянской семье. Отец будущего архитектора Иван (Иоганн) Осипович фон Гоген был служащим Архангельского отделения Государственного банка.
В 1875 г. после окончания архангельской гимназии молодой человек поступил в Академию художеств. Не имея достаточных средств к существованию, ему почти сразу же пришлось заниматься практической деятельностью. С 1877 по 1833 г. он работал помощником видных столичных архитекторов В. И. Славянского, П. Ю. Сюзора, А. Ф. Красовского и И. С. Богомолова. Позднее фон Гоген считал себя последователем Богомолова — своеобразного мастера «русского стиля». Окончив Академию художеств в 1833 г., Александр начал свою самостоятельную деятельность в качестве архитектора Сестрорецкого оружейного завода.
С самого начала своей архитектурной деятельности фон Гоген был увлечен национальной русской темой. Работая как художник-прикладник, он представлял свои рисунки на конкурсы под девизами: «Новая песня на древний напев» и «В России все русское». Эта тема впоследствии пройдет лейтмотивом через все творчество архитектора.
Наиболее последовательно и органично идеи «русского стиля» воплотились в церковном строительстве зодчего. Примером может служить церковь Божией матери Всех Скорбящих Радости, возведенная фон Гогеном (совместно с А. В. Ивановым) в 1893-1898 гг. в рабочем предместье на берегу Невы. Изящная церковь была разрушена в 1933 г. Уцелела лишь часовня, построенная чуть позже, в 1906-1909 гг. (пр. Обуховской Обороны, 24).
В «русском стиле» в 1895-1898 г. построено здание Офицерского собрания армии и флота — нынешний Дом офицеров. Его строительством руководил инженер В. К. Гаугер, использовавший эскизный проект фон Гогена 1893 г. Здание и по сей день является архитектурной доминантой одного из главных проспектов города — Литейного (Литейный пр., 20, — Кирочная ул., 1).
В духе древнерусского крепостного зодчества решено и здание Музея А. В. Суворова, построенное в 1901-1904 гг. при участии Г. Д. Гримма (Кирочная ул., 43).
Помимо «русского стиля» архитектор обращался и к традиционным архитектурным формам, считая, что стилевое решение зависит от назначения постройки. Примером тому может служить здание Николаевской академии Генерального штаба, построенное в 1900-1901 гг. (Суворовский пр., 32).
Но одной из главных тем творчества фон Гогена стали городские особняки — своеобразный элитарный жанр архитектуры. Этот тип зданий всегда позволял наиболее полно раскрыться талантам архитекторов.
В 1886-1888 гг. архитектор построил особняк княгини Н. К. Вадбольской (9-я линия В. О., 10), в 1891-1892 гг. особняк Ф. Г. Козляиинова (ул. Писарева, 12), в 1896-1899 гг. особняк К. А. Варгунина (Фурштатская ул., 52).
Сам архитектор более десяти лет жил в построенном им в 1899 г. доходном доме И. А. Жевержева (ул. Рубинштейна, 18, — Графский пер., 5).
Вершиной творчества фон Гогена считается особняк знаменитой прима-балерины М. Ф. Кшесинской, построенный в 1904-1906 гг. в стиле модерн (Кронверкский пр., 1-3).
Элегантно и рационально и следующее здание архитектора в этом стиле — доходный дом Козляниновых, построенный в 1907-1908 гг. (ул. Писарева, 10).
Также фон Гоген принимал участие в проектировании памятников. Сейчас из них сохранился лишь памятник «Стерегущему» в Александровском парке, созданный скульптором К. В. Изенбергом.
С 1890 г. архитектор вел разностороннюю педагогическую, служебную и общественную деятельность. В это время он уже был признанным мастером — академиком архитектуры (1895), действительным членом Академии художеств (1896). Фон Гоген преподавал в Центральном училище технического рисования барона Штиглица (1892-1897), Николаевской инженерной академии (1893-1908), Институте гражданских инженеров (1898-1914). Фон Гоген читал лекции и на Высших женских строительных курсах, работал архитектором военного министерства, с 1900 г. состоял членом Инженерного комитета Главного инженерного управления. С 1893 по 1908 г. был архитектором двора великого князя Владимира Александровича, а с 1903 г. — архитектором Высочайшего двора. В Санкт-Петербургском архитектурном обществе был старшиной, входил в совет редакции журнала «Зодчий». Фон Гоген выступил инициатором создания Общества архитекторов-художников, объединившего в 1904 г. выпускников архитектурного отделения Академии художеств. Также зодчий содействовал студентам и начинающим строителям в получении заказов.
Напряженная трудовая и общественная деятельность не могла не сказаться на здоровье архитектора. 6 марта 1914 г. тяжело болевший фон Гоген застрелился в своей квартире в доме 136 на Невском проспекте. Похоронен архитектор на Смоленском кладбище. Надгробие над могилой было уничтожено в 1935 г.