Blue Flower

Архитектор Александо КокориновАлександр Филиппович Кокоринов родился в 1726 г. в городе Тобольске в семье чиновника. С четырнадцати лет он начал обучаться архитектуре — находящийся в тобольской ссылке известный архитектор И. Бланк взял его к себе учеником. В Москву Бланк вернулся вместе с Кокориновым. В Москве юноша сначала числился учеником Бланка, затем перешел к приехавшему из Петербурга И. К. Коробову, а после смерти последнего — к В. С. Обухову. В 1749 г. в звании «архитектурии гезеля» (помощника архитектора) Кокоринова перевели в архитектурную школу Ухтомского, где он начал преподавать. Тогда же началась и его практическая деятельность. Он много проектировал для Тобольска и Москвы, занимался реставрацией стен и ворот Московского Кремля и Китай-города. В 1754 г. молодой архитектор выехал в Петербург для пенсионерской (то есть с оплаченным государством содержанием) поездки за границу, но поездка не состоялась. Некоторое время Кокоринов работал на Петергофской гранильной фабрике и «порцелиновой» (фарфоровой) мануфактуре в столице. Потом пошел в помощники к Ф. Б. Растрелли. Талантливый молодой человек был привлечен к отделке интерьеров дворца графа И. И. Шувалова. Очевидно, эта работа сблизила архитектора с будущим куратором Академии художеств. Граф угадал в молодом человеке большой талант и организаторские способности.
В 1757 г. Сенат издал указ об учреждении «Академии трех знатнейших художеств» — живописи, ваяния и зодчества, президентом которой стал граф Шувалов. Выбор студентов граф не связывал с материальными или сословными соображениями, отбирая юношей, отмеченных печатью таланта. Для приема в Академию порой хватало простого «усмотрения» за тем или иным кандидатом «надежд» в искусствах. Профессорско-преподавательский состав Академии граф формировал из талантливых и опытных иностранных художников. С первых же дней существования Академии Кокоринов оказался ее единственным русским педагогом. Он был приглашен для организации архитектурного класса. Ему также было поручено составление устава Академии.
Поначалу новое учебное заведение располагалось во дворце графа (Итальянская ул., 25), потом для ее нужд приспособили несколько «обывательских» домов, но вскоре и это перестало удовлетворять нужды Академии. Необходимость сооружения здания, специально предназначенного для Академии художеств, вскоре никем не стала оспариваться. В конце 1763 г. к работе над проектом нового здания Академии приступили профессора ее архитектурного класса — Жан Батист Валлен-Деламот, приглашенный из Франции в 1759 г., и Александр Филиппович Кокоринов. В проекте здания Академии художеств, ставшем крупнейшей совместной работой Кокоринова и Деламота, впервые в русской архитектуре четко обозначились принципы классицизма.
Оба эти мастера стали основоположниками классицизма в русской архитектуре. В день закладки здания Академии Кокоринов был избран профессором архитектуры, в 1767 г. — адьюнкт-ректором, еще через два года — ректором Академии.
18 марта 1764 г. была учреждена «экспедиция строения академического здания» во главе с А. Ф. Кокориновым.
Эта дата считается официальным началом строительства здания Академии художеств. Строительство предполагалось завершить в очень короткие по тем временам сроки — до 1778 г. Но постепенно строительный ажиотаж начал спадать. Началась война России с Турцией, выросли цены на строительные материалы и работы. Произошел значительный перерасход средств, отпущенных на строительство. К тому времени покровитель Кокоринова граф Шувалов был уволен в отставку. Президентом Академии стал И. И. Бецкой. Бецкой назначил несколько комиссий для проверки хозяйственных дел Академии и в особенности расходов по постройке нового здания. Ответственность за перерасход была возложена на Кокоринова. В 1771 г. совет Академии, принимая предложение президента Бецкого, постановил: «Как нынче по Академии денежной казны недостаточно, то потому февраля с 1-го числа производство академического дома остановить...» А. Ф. Кокоринов скончался немногим больше чем через год после этого решения совета. Тяжело больной последние месяцы жизни архитектор, вероятно, не смог перенести тяжелого удара судьбы и умер, так и не увидев полностью построенным то здание, над проектом которого столь увлеченно трудился.
Существует предание, будто Кокоринов повесился на чердаке Академии «из-за издерганности нервов». Однако существует запись в кладбищенской ведомости Сампсониевской церкви от 13 марта 1772 г.: «Академик худож. Ректор Александр Филиппович Кокоринов, 47 лет, водяной болезнию болен был два месяца, исповедан и приобщен Симеоновской церкви иереем Иоанном Николаевым».
Архитектурное наследие архитектора сравнительно невелико. Помимо здания Академии художеств Кокоринов совместно с Валлен-Деламотом принимал участие в строительстве Большого Гостиного двора на Невском проспекте и дворца графа К. Г. Разумовского (ныне РГПУ им. А. И. Герцена). Основным делом его жизни была Академия художеств. Помимо непосредственной преподавательской деятельности там он занимался абсолютно всем: организовывал учебный процесс, доставал пособия, занимался бытом воспитанников, что было далеко не простым делом. По реформе Бецкого в Академию стали принимать пяти-шестилетних детей, которые обучались и воспитывались в Академии в течение девяти-десяти лет. Только после этого воспитанники переходили в специальные классы, соответствующие видам и жанрам искусства. Одними из первых выпускников академии были Василий Баженов и Иван Старов, внесшие большой вклад в развитие русской архитектуры. Большая заслуга в этом была и их педагога — Александра Филипповича Кокоринова.