Blue Flower

Скульптор Александр ОпекушинАлександр Михайлович Опекушин родился 28 ноября 1838 г. в селе Свечкине Даниловского уезда Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина. Среди крестьян этого уезда ремесло лепщиков, каменотесов и штукатуров издавна было традиционным промыслом. Талантливым лепщиком был и отец Опекушина Михаил Евдокимович.
Александр получил начальное образование в сельской школе села Рыбницы, куда перебралась его семья. У мальчика рано проявились творческие способности, и в 1850 г. с согласия помещицы Е. В. Ольхиной отец будущего скульптора увез его в Петербург. Там Александр поступил в Рисовальную школу при Обществе поощрения художников. Благодаря фантастическому трудолюбию он закончил школу за два года вместо положенных трех.
В 1852 г. Опекушин был принят на обучение в мастерскую известного петербургского педагога Д. И. Иенсена.
Именно под руководством этого мастера Опекушин приобрел навыки в искусстве орнаментальной скульптуры. Вместо пяти лет, положенных на обучение в мастерской, курс был пройден за три года.
По окончании курса Иенсен оставил юношу при мастерской в качестве скульптурного помощника. Заказы по оформлению петербургских дворцов и особняков сыпались на Иенсена беспрестанно. Опекушину была положена неплохая зарплата, и в 1859 г. при содействии своего учителя, за накопленные к тому времени 500 руб. он получил от своей помещицы вольную.
В 1859 г. молодой ваятель продолжил образование как вольноприходящий в скульптурном классе Императорской Академии художеств, которым в то время также руководил Иенсен. В 1862 г. за барельеф «Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово» студент получил Малую серебряную медаль.
Тогда же скульптор М. О. Микешин пригласил еще никому не известного ученика Академии принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. По количеству изображенных на нем исторических деятелей памятник являлся самым крупным скульптурным произведением русского монументального искусства. Он был первым в России, воздвигнутым не отдельной личности, а величию всего государства Российского. Свой вклад в создание монумента внес и Опекушин — он работал над фигурой Петра I. Памятник был торжественно открыт 8 сентября 1862 г. После этой работы о молодом скульпторе заговорили в художественных кругах Петербурга.
В 1864 г. за скульптурные эскизы «Велизарий» и «Амур и Психея» Опекушин получил от Академии художеств звание неклассного художника.
В 1869 г. Александру Михайловичу было присуждено звание классного художника 2-й степени, а уже через год за бюст графини О. Э. Шуваловой и за участие в создании памятника Екатерине II в Петербурге — звание классного художника 1-й степени. К работе над величественным монументом императрице, установленным в Петербурге у Александрийского театра, скульптора пригласил М. О. Микешин еще в 1866 г. Для этой многофигурной композиции Опекушин выполнил модели девяти статуй сподвижников Екатерины. Открытие памятника состоялось 24 ноября 1873 г. Он вызвал всеобщие симпатии, газеты были полны хвалебных отзывов. Обласканный императором, Микешин подарил своему напарнику дом на Каменноостровском проспекте.
Творческое содружество двух скульпторов на этом не закончилось. В 1873 г. в городе Николаеве был установлен памятник адмиралу А. С. Грейгу (не сохранился), также созданный Опекушиным и Микешиным.
В 1874 г. за бюст цесаревича Николая Александровича и статую Петра Великого Опекушину присвоили звание академика. В том же году в Императорском Обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии ему вручили золотую медаль за создание бюста Петра I и скульптурной группы русских моряков.
Микешин привлекал Александра Михайловича и к работе над заказами Морского министерства по созданию статуй для украшения военных судов. Так, Опекушин выполнил носовые фигуры для кораблей «Князь Пожарский», «Минин», «Адмирал Чичагов», «Адмирал Грейг», «Адмирал Спиридов», «Адмирал Лазарев», «Держава», «Петр Великий» и других.
В 1873 г. был объявлен конкурс на создание памятника А. С. Пушкину. В нем приняли участие практически все российские скульпторы того времени. Работая над моделями памятника, Опекушин выполнил огромное количество изображений поэта в самых разных позах. Эти наброски заполнили десять больших альбомов. Одновременно в глине и пластилине были вылеплены тридцать эскизов памятника. В 1875 г. в чрезвычайно напряженной конкурсной борьбе победа досталась Опекушину. Первый в России памятник великому поэту был торжественно открыт в Москве 6 июня 1880 г. Он принес своему создателю подлинную славу. В 1884 г. памятник поэту работы Опекушина был открыт и в Петербурге, а год спустя — в Кишиневе.
В 1882 г. для Всероссийской промышленной выставки в Москве скульптор совместно с М. О. Микешиным создал парные скульптурные композиции «Волга» и «Нефть». В 1886 г. в городе Дерпте (ныне Тарту) был установлен памятник К. М. Бэру, выполненный Опекушиным, а в 1889 г. в Пятигорске — первый в России памятник М. Ю. Лермонтову.
В 1891 г. скульптор создал самый крупный в дореволюционной России монумент — памятник генерал-губернатору Восточной Сибири графу М. Н. Муравьеву-Амурскому (к сожалению, он не сохранился). Общая высота скульптуры вместе с постаментом составляла почти 16 м.
В 1896 г. в Москве по проекту Опекушина был установлен памятник императрице Екатерине II.
Но самую большую известность скульптору принесли его монументы императору Александру II. В разное время они были установлены в Астрахани, Пскове, Кишиневе, Ченстохове (Польша; создан на пожертвования населения), Бутурлиновке, Владимире, Рыбинске. По желанию императора Александра III именно Опекушину поручили создание памятника Александру II, который был открыт в Москве у южной стены Кремля в 1898 г.
В то время газета «Московские ведомости» писала: «Уже прошло более месяца после открытия памятника императору Александру II, а между тем каждый день видишь около него все те же вереницы, почти толпы народа».
Талант скульптора не был отдан только созданию памятников. Он также выполнил мраморные и бронзовые бюсты Аристотеля, Платона, В. А. Жуковского, П. А. Вяземского, М. О. Микешина и многие другие. Александру Михайловичу и его помощникам принадлежало выполнение скульптурной отделки многих особняков, магазинов и государственных учреждений. Кроме того, он стал автором многих ювелирных изделий: украшений для светильников, ваз, ларцов, статуэток, декоративных композиций из серебра.
30 мая 1912 г. у храма Христа Спасителя в Москве был торжественно открыт памятник императору Александру III работы Опекушина, созданный исключительно на народные пожертвования.
В 1894 г. мастер стал действительным членом Академии художеств. За создание памятника Александру III ему было присвоено звание действительного статского советника и пожизненная пенсия в размере 3000 руб. Газеты называли его лучшим русским скульптором.
Александр Михайлович был по-настоящему православным человеком, почти не употреблял спиртного, вел скромный и удивительно размеренный образ жизни.
После октябрьского переворота первыми жертвами «культурного террора» стали именно памятники российским императорам. 12 апреля 1918 г. был издан декрет за подписью Ленина «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции». Многие дореволюционные монументы были снесены.
Талантливый скульптор оказался не нужным новой власти. Все его сбережения, хранившиеся в Государственном банке, были аннулированы. Александра Михайловича лишили собственного дома и персональной мастерской. Под видом обысков его неоднократно грабили. Находясь на пороге голодной смерти, Опекушин обратился с заявлением к советскому правительству, но ответа не последовало.
В 1919 г. скульптор вместе с семьей был вынужден вернуться в свою родную деревню, где медленно умирал в ужасающей бедности.
Александр Михайлович Опекушин умер 4 марта 1923 г. Скромная могила скульптора находится в селе Рыбницы Ярославской области. В советское время многие вехи его творческой биографии намеренно замалчивались и искажались. Об Опекушине был создан миф как об авторе одного гениального творения — памятника Пушкину.
В 1988 г. на родине скульптора в селе Рыбницы состоялось открытие его мемориального дома-музея.