Blue Flower

Архитектор Александр РезановАлександр Иванович Резанов родился в Петербурге в 1817 г. Десяти лет от роду он был определен в воспитанники Академии художеств на архитектурное отделение. Учился будущий архитектор под руководством К. А. Тона. За прилежание и блестящие успехи он трижды получал серебряные медали. Академический курс Резанов закончил со званием художника 14 класса и Большой золотой медалью, присужденной ему за проект театрального училища. Золотая медаль давала право на пенсионерскую заграничную поездку, но состоялась она только в 1842 г.
Творческая деятельность архитектора началась еще во время обучения. С 1838 по 1842 г. он работал на строительстве храма Христа Спасителя под руководством своего учителя К. А. Тона, что было для него лучшей школой. Также под руководством Тона молодой человек работал на строительстве Кремлевского дворца.
Другой прекрасной школой после московской практики стала долгожданная пенсионерская поездка в Европу. Вместе с Н. Бенуа и А. Кракау он посетил Германию, Австрию, Швейцарию, Францию, Англию и Италию, изучая там памятники зодчества различных эпох. В Италии молодые люди занимались реставрацией Орвиетского собора. Эта работа снискала Резанову и его коллегам почетную известность во всей Европе. Творческая поездка продолжалась с 1842 по 1846 г. и очень много дала молодым людям.
Уже в 1848 г. архитектор получил звание академика архитектуры, в 1852 г. стал профессором, а в 1871 г. ректором Академии художеств по архитектуре. В 1874 г. Резанов был назначен ректором Академии художеств. Зодчий также числился архитектором Высочайшего двора.
Первыми самостоятельными работами Резанова были перестройка Троицкой церкви, возведенной И. Я. Бланком в Красном Селе в 1735 г., и внутренняя перепланировка и отделка интерьеров особняка Пашкова (дом Департамента уделов, Литейный пр., 39).
Участвовал архитектор и в работах по восстановлению Зимнего дворца после пожара 1837 г. Весьма значительна была роль Резанова в руководстве строительством церкви Бориса и Глеба на Калашниковской (ныне Синопской) набережной, возводимой по проекту М. А. Шурупова. Храм, бывший архитектурной доминантой набережной, до сегодняшнего дня не сохранился. По проектам архитектора было построено несколько православных церквей в Вильне, часовня на месте кончины цесаревича Николая Александровича в Ницце, дворец императрицы в Ливадии, дворец великого князя Сергея Александровича в Ильинском под Москвой.
Но, пожалуй, самой значительной работой архитектора явилось строительство дворца великого князя Владимира Александровича, который в то время занимал пост президента Академии художеств. Проектные работы по сооружению дворца начались в 1864 г., и на конкурсе победил проект Резанова. В необычном для Петербурга облике здания на Дворцовой площади отразилось увлечение Резанова зодчеством Ренессанса. Строительство началось в 1867 г. и закончилось в 1874 г. Дворец представлял собой комплекс из трех корпусов: главный — четырехэтажный, обращенный фасадом к Неве (Дворцовая наб., 26); служебный с флигелями (квартиры служащих), выходящий на Миллионную улицу, 27; конюшенный корпус в середине большого двора, между главным и служебным корпусами. Фасад дворца — свидетельство удачи его создателя как признанного мастера декоративно-прикладного искусства, а вся постройка в полной мере проявляет его талант, опыт, многообразные и глубокие знания. Дворец по праву стал достопримечательностью Петербурга. На строительстве дворца сложился творческий коллектив, которому суждено было сыграть важную роль в петербургском зодчестве. К строительству дворца Резанов привлек своих учеников — Виктора Шретера и Иеронима Китнера, будущих мастеров «кирпичного стиля». Именно в это время окрепла их дружба и творческое сотрудничество. Поэтому когда перед Резановым встал вопрос о строительстве собственного дома, то предельно загруженный мастер, полностью доверяя своим ученикам, поручил им выполнить проект. Дом 28 по улице Моховой был построен в 1877-1878 гг.
Практическая деятельность не была главной в творчестве архитектора. По складу своего характера он был общественным деятелем. Когда в 1870 г. было создано Петербургское общество архитекторов, его первым председателем единодушно был избран А. И. Резанов, остававшийся в этой должности до конца своих дней. Энергичный и целеустремленный, доброжелательный и чуткий, он занимался организацией выставок, научных конференций, экспертизами проектов новых зданий и конкурсных проектов. Для всех зодчих он был другом, помощником и авторитетным руководителем. В 1872 г. при непосредственном участии Резанова вышел первый номер журнала «Зодчий» — лучшее архитектурное издание России и трибуна передовой архитектурной и инженерной мысли.
Судьба распорядилась так, что одной из последних практических работ архитектора было руководство строительством храма Христа Спасителя в Москве. Участвовать в работах по строительству храма Резанов начал будучи студентом и вернулся к нему уже опытным и авторитетным мастером, заменив своего бывшего учителя К. Тона, в те годы много болевшего. Резанову же принадлежит и проект интерьеров этого храма-памятника.
Как и Константин Тон, Резанов также не присутствовал при торжественном открытии и освящении храма. Александр Иванович Резанов скончался в 1887 г.