Blue Flower

Главное сооружение лавры — Свято-Троицкий собор, к концу XVIII в. строительство Александро-Невской лавры было закончено. Однако оставалась нерешенной проблема главного собора. Проектируя ансамбль лавры, ее первый архитектор Д. Трезини развернул монастырь, как и все сооружения петровского времени, парадным входом к Неве. В центре ансамбля должен был возвышаться главный собор, но архитектор не учел, что в православном храме алтарная часть должна быть ориентирована на восток, соответственно, вход в собор должен находится в западной части. У Трезини получилось наоборот. Т. Швертфегер, которому поручили продолжить работу Трезини в 1720 г., исправил ошибку. Однако постройка собора по его проекту не была завершена из-за технических ошибок. В 1755 г. собор, угрожавший падением, пришлось разобрать. Новый Свято-Троицкий собор был возведен уже при Екатерине II. Составление проекта поручили И. Е. Старову. В 1774 г. проект, представленный Екатерине, был утвержден. Старое назначен руководителем строительства.
При закладке под алтарем была заложена серебряная доска с частичкой мощей Апостола Андрея Первозванного. Собор был освящен 30 августа 1790 г. в присутствии императрицы и наследника престола Павла Петровича, в тот же день в собор была торжественно перенесена серебряная рака с мощами святого Александра невского, которая до этого находилась в церкви во имя Святого Александра (во втором этаже, над Благовещенской церковью). Троицкий собор — образец раннего классицизма. Крестообразное в плане внутреннее пространство разделено на три нефа мощными пилонами, поддерживающими своды портика из шести колонн. Собор увенчан куполом на высоком барабане, по сторонам главного входа расположены две монументальные колокольни. Троицкий собор поражает своей величиной. Длина его с папертью составляет более семидесяти метров, ширина более сорока, а высота с куполом около шестидесяти пяти метров. Собор был отделан и украшен многими выдающимися мастерами. Итальянский скульптор Л. Пинкетти выполнил из разноцветного мрамора иконостас. П. Ажи сделал для него бронзовые детали, профессора Императорской Академии художеств И. А. Акимов, А. И. Вельский, П. с. Дрожжин, я. Меттенлейтер, Г. И. Угрюмое написали образа. До закрытия собора в нем находился потрясающий своими размерами знаменитый образ «Воскресение Христа» П. П. Рубенса. Этот образ купил в Голландии Петр I, а пожертвовала собору Екатерина II. Над левым клиросом размещался еще один образ кисти П. П. Рубенса — «Снятие с креста». Под сводами храма, на карнизах и стенах находились двадцать фигур сидящих святых работы Петра Кольчугина. В соборе были также образ Ротари «Рождество Христово», четыре иконы работы венецианского художника Бассано («Богоматерь с младенцем», «поругание Спасителя», «Воскрешение Лазаря» и «Богоматерь» — подарены Екатериной И) и образ Ван-Дейка «Благословляющий Спаситель», а над северными вратами — образ кисти Гверчино «Богоматерь с Предвечным Младенцем». Екатерина II пожертвовала серебряное паникадило о сорока двух подсвечниках, золотой потир и дискос, украшенные бриллиантами, золотую лампаду к раке Святого Александра невского и много других вещей. В начале XX в. установился обычай, который сохраняется до сих пор. Ежегодно в день кончины П. И. Чайковского исполняется литургия его сочинения.
После революции церковные ценности были изъяты из собора, в 1917 г. перед папертью собора захоронили убитых казаков, затем участников обороны Петрограда, потом старых большевиков. Образовалась так называемая коммунистическая площадка. В 1957-1960 и 1986-1988 гг. В соборе были произведены реставрационные работы. 3 июня 1989 г. в собор из Музея истории религии и атеизма были торжественно возвращены на свое место мощи Александра Невского, находившиеся там с 1922 г. Серебряная рака находится в Эрмитаже.