Blue Flower

Первое место среди исторических памятников военной славы России, безусловно, принадлежит Александровской колонне,— центральному сооружению на Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Это памятник победам России в Отечественной войне 1812 года, победе русского воинства над армией Наполеона и величию монархии императора Александра Первого, освободителя Европы:

Императорский виссон
И моторов колесницы, —
В черном омуте столицы
Столпник-ангел вознесен.

Осип Мандельштам

Идея украсить центральную площадь столицы империи родилась еще у архитектора Ф. Б. Растрелли: именно он спроектировал установку на Дворцовой площади памятника Петру I, работы скульптора Б. К. Растрелли.

В 1754 году была начата постройка Зимнего дворца,— последнего здания великого архитектора в нашем городе, а памятник основателю Петербурга должен был украсить центральную часть круглой площади,— парадного двора перед императорской резиденцией. Но эта работа, как и окончание строительства самого дворца, не была закончена: строители сделали разметку и забили сваи под фундамент памятника, которые потом просто засыпали. На эти сваи натолкнулись рабочие в 1829 году, когда начали готовить основание для колонны, под руководством уже Огюста Монферрана. Но не только Растрелли хотел украсить площадь архитектурной доминантой,— памятником или обелиском. Когда в 1819 году гениальный Карл Росси работал над возведением здания Главного штаба, он также думал об установке величественного обелиска с благодарственной надписью в честь победы России в войне с Наполеоном. Но эта идея не была поддержана монархом и Дворцовая площадь вновь осталась без центрального украшения. Позднее Росси все же принимал участие в работе Комиссии по возведению колонны и обсуждал с Монферраном его проект.

Итак, работы над колонной начались в 1829 году и были закончены спустя пять лет,— в 1834 году. Открытый конкурс был официально объявлен от имени императора Николая I в память «о незабвенном брате», Александре I. Работая над проектом этого важного памятника, Монферран решал несколько трудных задач: к готовому гранитному стержню он придумывал основание и завершение, вписывал высокий монумент в пространство большой площади, да так, чтобы сохранить важную в таком деле монументальность и величие памятника победе в самой главной войне России XIX века — Отечественной. В своей работе французский зодчий использовал многие детали Траяновой колонны, установленной в Риме**. Но хотя желание Монферрана быть «строгим классиком», как пишет о нем художник и искусствовед Игорь Грабарь, было сильно, но в «деталях невольно вносит он приемы ренессанса».

Высота колонны — 47,5 метров, ее ствол, длиной 25,6 метра, выполнен из цельного куска розового гранита, добытого в Пю-терлакской каменоломне, которая расположена между Выборгом и Фридрихсгамом. Триумфальная колонна на Дворцовой площади является самой высокой в мире, изготовленной из цельного камня. Очень тщательно работали мастера-камнетесы под руководством мастера В. И. Яковлева и С. В. Колодкина, выполняя специальный заказ комиссии по установке памятника. Высота монумента выбрана не случайно: колонна должна была превышать знаменитую Вандомскую колонну, воздвигнутую в центре французской столицы в честь побед Наполеона.

Свое название Александровская колонна (второе название — Александрийский столп) получила в честь императора Александра I, собственно конкурс и проводился с таким условием. На вершине этого ампирного памятника — бронзовая капитель дорического ордера, ее верхняя часть выполнена в виде прямоугольной абаки из кирпича с бронзовой облицовкой, на которой установлен бронзовый цилиндрический пьедестал. Венчает монумент фигура ангела высотою 4,26 метра, попирающего змею (скульптор Б. И. Орловский). Лицу ангела ваятель придал черты российского императора,— победителя в Отечественной войне, кроме того, скульптура символизирует мир и покой, которые принесла победа над наполеоновской армией. Левой рукой ангел держит высокий четырехконечный латинский крест (высота — 6,4 метра), правая символически простерта над головой к небу: «Сим по-бедиши!»,— провозглашает он. Эти слова связаны с библейской историей обретения животворящего креста. Римский император Константин Великий, сказал своей матери Елене, отправлявшейся в Иерусалим: «Во время трех сражений я видел на небе крест, а на нем надпись „Сим победиши". Найди его!». «Найду»,— ответила она и выполнила свое обещание.

Барельефы, размерами 5,31x3,1 метра, установленные на пьедестале колонны, в аллегорической форме представляют славу русского оружия и символизируют отвагу российской армии. На барельефе со стороны здания Главного штаба в аллегории «Победа и Мир» изображена фигура античной богини Победы, заносящая в книгу Истории памятные даты: «1812, 1813, 1814». Эти даты сообщали современникам главные вехи Отечественной войны: Бородинская битва 26 августа 1812 года, Лейпцигское сражение или «Битва Народов», как еще ее именуют, 4—6 октября 1813 года, и, наконец, вступление русских войск в Париж и подписание мирного договора весной 1814 года. Со стороны Зимнего дворца —две крылатые женские фигуры, которые держат доску с надписью: «Александру I благодарная Россия»; верх композиции украшает изображение Всевидящего ока. Под крылатыми фигурами — доспехи русских витязей (там можно найти изображения шлемов, приписываемые Александру Невскому и Ермаку, броню XVII века царя Алексея Михайловича, щит Олега X века, прибитый им к вратам Царьграда), по обеим сторонам от которых изображены символические реки — Висла в виде молодой девушки с сосудом и Неман в виде старца-водолея. Этот сюжет напоминает нам о том, как в 1813 году русские войска форсировали Неман и продолжили войну с Наполеоном уже на чужой территории. На других барельефах изображены аллегорические изображения «Правосудие и Милосердие» и «Мудрость и Изобилие». Над художественным убранством пьедестала работали лучшие художники Дж. Б. Скотти, Ф. П. Брюллов, А. Т. Марков и другие. Модели двуглавых орлов изготовил скульптор И. И. Леппе, лепщик-орна-менталист Е. Балин работал над моделями базы, гирлянд и других украшений.

При устройстве основания под постамент колонны рабочие забили 1250 шестиметровых сосновых свай, в том же месте, где уже были проведены свайные работы. Грунт в котловане уплотнили до такой степени, что в него с трудом втыкался железный лом. Поверх свай уложили толстые, полутораметровые гранитные блоки, собрав мощную подушку фундамента колонны, в центре которого строители заложили бронзовую шкатулку с монетами из платины, золота, серебра и бронзы, отчеканенными в честь победы над Наполеоном, а также медалями из тех же благородных металлов. Небольшая пластина из позолоченной бронзы с памятной надписью была помещена вместе с монетами и медалями. Вот что написали потомкам строители колонны: «В лето от Рождества Христова 1831 начато сооружение памятника воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании положенном в 19 день ноября 1830 года в Санктпетербурге. При сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбониер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же Архитектора Августина де Монферранда».

Фундамент колонны выложили из двенадцати рядов гранитных камней, толщиной от 40 до 60 сантиметров. На фундамент был водружен громадный монолит весом 400 тонн, как основание пьедестала, который также привезли из Пютерлакской каменоломни. Работы велись зимой, и Монферран, для лучшего схватывания, распорядился добавлять в цементный раствор водку. Вот как вспоминал те события сам архитектор: «Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною легкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор».

Огромный кусок обработанного гранита погрузили на бот особой конструкции и два парохода буксировали ствол колонны по воде, через Кронштадт, и далее до набережной у Зимнего дворца.

При погрузке не обошлось без происшествия: во время перемещения монолита на бот не выдержали деревянные опоры и сломались. Колонна упала в воду и с большим трудом была погружена на судно, для чего пришлось привлечь дополнительно 600 солдат из гарнизона крепости Фридрихсгама. К лету 1834 года колонна была доставлена в Петербург. Вопросами транспортировки гранитной части заведовал корабельный инженер полковник Гласин, который сконструировал и построил на громовской верфи специальный бот «Святой Николай», грузоподъемностью около 1100 тонн. За десять минут 12 июля 1834 года рабочие под руководством В.А.Яковлева, в присутствии императорской фамилии, выгрузили колонну на Дворцовую набережную, к огромному, длиной 54 метра наклонному помосту, ширина и высота которого составляли 31 и 11 метров, соответственно. Колонну перекатили к месту установки, окончательный срок которой назначили на 30 августа. Всего за один час сорок пять минут 2000 солдат и 400 рабочих, при помощи специально сконструированных замечательным русским инженером генерал-лейтенантом А. А. Бетанкуром* лесов высотой более 47 метров и 60 кабестанов, вручную установили колонну на постамент. Монферран вспоминал по этому поводу: «Когда на часах Зимнего дворца пробило два, раздался троекратный удар колокола и одновременно с этим начался подъем колонны. Это было любопытное зрелище — лежащий монолит колонны из красного гранита в 28 метров длиной и 3,5 метра в диаметре, опутанный канатами, из которых, как в тумане, вырисовывались шесть десятников, ловких широкоплечих молодцов, подлинных геркулесов... Вокруг царила глубокая тишина, прерываемая лишь глухим гулом кабестанов: на лицах изумление, боязнь, надежда, ожидание... Сейчас уже никто не признается в том, что в течение 100 минут, пока длилась установка монолита, все с ужасом опасались самой ужасной катастрофы... Трудно описать внезапный переход от мучительной душевной тревоги к чувству удовлетворения, какое испытал каждый, когда колонна была установлена... Бурные крики „Ура!" неслись со всех концов площади».

В тот день,— 30 августа 1834 года,— Александровская колонна была торжественно открыта при стечении более десяти тысяч человек. Люди были везде: на площади вокруг строительной площадки, в окнах зданий, на крыше Главного штаба; на открытие прибыл государь и вся императорская семья. Церемония сопровождалась торжественным богослужением у подножия колонны, в котором принимали участие коленопреклоненные войска, во главе с императором. Затем на площади прошел военный парад, в котором приняло участие около ста тысяч человек. «Никакое перо не может описать величия той минуты, когда по трем пушечным выстрелам вдруг из всех улиц, как будто из земли рожденные, стройными громадами, с барабанным громом, под звуки Парижского марша пошли колонны русского войска... Два часа продолжалось сие великолепное, единственное в мире зрелище-Вечером долго по улицам освещенного города бродили шумные толпы, наконец, освещение угасло, улицы опустели, на безлюдной площади остался величественный колосс один со своим часовым»,— вспоминал поэт Василий Андреевич Жуковский. Величественное сооружение весом 600 тонн никак не укреплено, и просто стоит, удерживаемое собственным весом, благодаря идеальному архитектурному расчету талантливого французского зодчего. После установки на пьедестале закрепили барельефные плиты и различные элементы декора (работы по отделке продолжались два года).

Поразительно еще вот что: главный памятник победе России над наполеоновской Францией был построен французом Огюстом Монферраном. Август Августович,— как его звали в России, или Анри Луи Огюст Леже Рикар,— как его назвали при рождении в 1786 году в парижском предместье Шайо. Монферран — псевдоним, который Рикар взял себе по названию лицея, в котором учился. Его появление в России весьма любопытно. Из записок Ф. Ф. Вигеля, чиновника и литератора, близкого к Пушкину: «В одно утро нашел я у Бетан-кура белобрысого француза, лет тридцати, разодетого по последней моде, который привез ему рекомендательное письмо от его друга, часовщика Брегета. Когда он вышел, спросил я о нем, кто он таков? — „Право не знаю, отвечал Бетанкур: какой-то рисовальщик, зовут его Монферран. Брегет просит меня, впрочем, не очень убедительно, найти ему занятие, а на какую он может быть потребу?"». Не правда ли, интересное начало карьеры для будущего автора Исаакиевского собора, дома Демидова и, конечно, Александровской колонны,— лучшего творения мастера.

Много различных историй возникло в городском фольклоре в связи с колонной. Говорили, например, что колонна установлена по центру площади. Визуально, кажется, что монумент стоит точно на середине Дворцовой. Но это не так,— колонна ближе к зданию Эрмитажа. Она расположена в ста метрах от Зимнего дворца и в ста сорока метрах от арки здания Главного Штаба. Первое время после установки колонны многие боялись находиться рядом с ней, предполагая, что она может в любой момент упасть, так как все знали, что колонна никак не закреплена. Кареты долго объезжали сооружение по краю площади, и архитектор Монферран, абы развеять сомнения и страхи жителей Петербурга, каждое утро не спеша прогуливался вместе с маленькой собачкой рядом со своим творением, подолгу останавливаясь у колонны. А самая интересная традиция возникла в связи со столпом у молодоженов: в молодой семье родится столько детей, сколько раз жених обойдет колонну с невестой на руках.

Памятник реставрировали несколько раз. Первая серьезная реставрация проведена в 1963 году под руководством реставратора И. Г. Блэка. В 1977 году была восстановлена историческая диабазовая брусчатка вокруг памятника, а по углам столпа воссоздали фонари, которые первоначально были установлены в 1876 году по проекту архитектора К. К. Рахау. Большие работы проводились в 2002—2003 годах. Великолепная, декорированная двуглавыми орлами ограда, снятая в тридцатые годы прошлого столетия, была воссоздана специалистами компании «Интарсия» и заново установлена 18 ноября 2004 года.

Гранит суровый, величавый,
Обломок древних скал!
Как знак побед, как вестник славы,
Ты перед царским домом стал.

Ты выше, чем колонна Рима,
Поставил знаменье креста.
Несокрушима, недвижима
Твоя тяжелая пята.

Валерий Брюсов

Общая высота монумента 47,5 м. Высота гранитного монолита, установленного на монолитном пьедестале, составляет 25,6 м, вес — 704 тонны. Диаметр основания монолитной колонны 3,5 м (вверху — 3,15 м).