Blue Flower

Архитектор Доменико ТрезиниАрхитектор Андреас Шлютер родился в 1660 г. Сын гамбургского скульптора, переселившегося в Данциг (Гданьск), будущий архитектор провел свою юность в этом городе. Сначала юноша учился у скульптора Д. Заповиуса, затем довершил свое художественное образование в Голландии, где увлекся нидерландским барокко. Сначала Шлютер работал скульптором, но уже с 1681 г. он занимался убранством интерьеров в Польше при дворе короля Яна Собесского. В Польше Шлютер проработал более тринадцати лет, а в 1694 г. по приглашению курфюрста Фридриха III приехал в Берлин. Будущий прусский король назначил его придворным скульптором. Одновременно Шлютер стал преподавать в берлинской Академии художеств, а позже стал ее директором. В берлинский период началась и достигла расцвета архитектурная деятельность Шлютера. Он явился одним из создателей немецкого барокко. Но прусский король больше всего интересовался своей армией и мало покровительствовал искусствам. Поэтому архитектор охотно согласился приехать в Петербург. Царю Петру I архитектора порекомендовал немецкий философ Г. В. Лейбниц, с которым Петр находился в переписке.
Договор о переходе на российскую службу был подписан 1 мая 1713 г. Шлютер был назначен баудиректором — главным архитектором города.Царь Петр возлагал на нового сподвижника реализацию многих своих архитектурных замыслов. По некоторым свидетельствам, Шлютер поселился в Летнем дворце царя Петра, только что возведенном архитектором Д. Трезини. Ему была поручена художественная отделка дворца, главным украшением фасада которого стали двадцать восемь терракотовых барельефов на сюжеты из античной мифологии, аллегорически изображающие победную борьбу со Швецией в Северной войне.
По рекомендации Шлютера и в помощь ему из Германии были приглашены И. Ф. Браунштейн и Г. И. Маттарнови, раннее работавшие под его началом в Берлине.
Для Летнего сада Шлютер выполнил архитектурные проекты Большой оранжереи (не сохранилась) и Грота (в 1826 г. перестроен К. И. Росси в Кофейный домик).
Особенно значителен вклад архитектора в формирование дворцово-паркового ансамбля Петергофа, который возводился по замыслу и эскизам царя Петра. Известно, что при возведении Верхних палат (ядра будущего Большого дворца) и дворца Монплезир Иоганн Браунштейн опирался на проекты своего бывшего руководителя. Шлютер принимал участие в сооружении и украшении дворцов князя Меншикова в Петербурге и Ораниенбауме. С именем архитектора связано и сооружение Кикиных палат на Шпалерной улице.
Но судьба отпустила Шлютеру всего лишь один год напряженной работы на российской службе. Архитектор заболел тифом и умер 20 июня 1714 г., не успев реализовать широкие творческие замыслы. Уже после смерти архитектора Петербург пополнился еще одним его произведением, подлинным сокровищем, — Янтарной комнатой. Еще будучи придворным архитектором Фридриха I, Шлютер предложил украсить стены кабинета курфюрста панелями из янтаря. В 1713 г. это «янтарное чудо» увидел царь Петр I, а через три года преемник Фридриха король Фридрих-Вильгельм подарил янтарный кабинет русскому царю.
Блестящее дарование немецкого архитектора оставило значительный след в петербургском строительстве.