Blue Flower

Архитектор Андрей Михайлов 2-йАндрей Алексеевич Михайлов родился 8 августа 1773 г. в Петербурге. Отец будущего архитектора Алексей Михайлов был «алмазных дел подмастерьем». У Андрея был старший брат Александр. Оба стали известными архитекторами, оба преподавали в Академии художеств, и в историю они вошли как Михайлов 1-й и Михайлов 2-й.
В шесть лет Андрей был зачислен в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств. В Академии его учителями были выдающиеся архитекторы И. Е. Старов, Ф. И. Волков, А. Д. Захаров. В стенах Академии Андрей Михайлов проучился 15 лет. В 1794 г. за выпускной проект гостиного двора он получил Большую золотую медаль, что давало ему право на заграничную поездку для «совершенствования в познаниях по архитектуре».
Но воспользоваться этим правом молодой человек не смог, пенсионерские поездки были временно отменены.
Учитывая успехи Михайлова, совет Академии решил оставить его преподавателем «в помощь учителям и мастерам в архитектурном классе».
Помимо преподавательской деятельности молодого архитектора сразу же увлекла проектная, и в начале следующего века в Петербурге появились первые его постройки. Это были дом купца Чанжина в Коломне (наб. Фонтанки, 163; перестроен в 1851 г.) и здание Российской Академии наук на 1 -й линии В. О. (д. 52 ). Здание Академии наук впоследствии также было перестроено — вначале архитектором Стасовым, затем Мейером. Несколько позднее по проекту Михайлова был построен дом купца Ганина на Большом проспекте В. О. (д. 28), в котором с 1825 г. разместилась типография Академии наук.
В 1811 г. по проекту архитектора началось строительство каменной церкви св. Екатерины на Съездовской линии. Ранее на этом месте существовала деревянная церковь, сгоревшая В 1809 Г.
Существующая в настоящее время колокольня над западным фасадом церкви была сооружена значительно позднее архитектором Л. Л. Бонштедтом.
В конце 1810-х гг. по проектам Михайлова были выполнены многочисленные работы как в самом здании Академии художеств, так и на прилегающей территории: заново созданы вестибюль главного здания, чугунная, лестница, натурный класс, новый лазарет, а также построено здание рисовального корпуса в саду Академии.
1810-1840-е гг. — завершающий этап формирования классического облика Петербурга. Именно в этот период отдельные разрозненные постройки объединяются в целостный городской ансамбль. И прежде всего это касалось центра города. В 1816 г. был организован Комитет по делам строений и гидравлических работ, главной задачей которого было руководство всем городским строительством Петербурга и упорядочивание его застройки. Возглавлял комитет генерал Бетанкур, а наблюдение за архитектурно-строительными работами в городе было возложено на Михайлова. В обязанности архитектора входило не только обязательное изучение проектов всех зданий, но и составление генерального плана застройки города в целом. Так, в 1818 г. Михайловым был разработан план реконструкции Петербургской стороны. Проект не был осуществлен из-за медленной застройки этой части города, так как она находилась на острове.
Успешная преподавательская и строительная деятельность зодчего была оценена советом Академии художеств, и в 1811 г. Михайлов получил звание профессора архитектуры.
В 1820-х гг. архитектор участвует во многих конкурсах проектов крупнейших сооружений своего времени: Исаакиевского собора, Здания Сената и Синода; также он создает проекты трех больниц и Концертного зала. Михайлов строит здание Комендантского управления на Садовой улице (д. 3) и совместно с К. Росси участвует в строительстве Михайловского дворца. В эти же годы зодчего досрочно утверждают ректором архитектуры. Пожалуй, одной из лучших построек архитектора можно по праву считать дом Корсаковых на Владимирском проспекте (д. 12). Сейчас в этом здании находится Открытый театр (бывший театр им. Ленсовета ).
В своем творчестве зодчий неоднократно обращался к отделке интерьеров. Им проводились работы во дворце Бобринского на Галерной улице и в Юсуповском дворце на Мойке.
Разрабатывались архитектором проекты и для других городов России, в том числе для Москвы.
Активная деятельность Михайлова закончилась в 1830 г. Посетивший выставку работ выпускников и профессоров Академии император Николай I высказался о ней резко отрицательно, обвинив ведущих профессоров в низком качестве преподавания. Вместе с другими профессорами был отстранен от преподавания и Михайлов. Зодчий перестал получать государственные заказы, и вскоре его имя вообще перестало встречаться среди имен действующих архитекторов. Объективной причиной было угасание стиля классицизма, и мастера, работающие в этом направлении, перестали пользоваться поддержкой официальных кругов.
Но многогранная и разносторонняя работа зодчего в течение более чем тридцати лет оставила значительный след в отечественной архитектуре. Велико и его педагогическое наследие — Михайлов воспитал таких известных мастеров, как А. П. Брюллов, К. А. Тон, И. Е. Ефимов.
Умер Андрей Алексеевич Михайлов в 1849 г.