Blue Flower

Архитектор Андреян ЗахаровАндреян Дмитриевич Захаров родился 8 августа 1761 г. в небогатой семье мелкого адмиралтейского служителя Дмитрия Ивановича Захарова. Семья будущего архитектора проживала на самой окраине города, за Коломной. Когда мальчику исполнилось шесть лет, отец определил его воспитанником в художественное училище при Академии художеств. Обучение велось за государственный счет. Императорская Академия художеств была первым высшим художественным учебным заведением в нашей стране. Образование в академии было настолько серьезным, что ее выпускники-архитекторы рисовали порой не хуже, а то и лучше будущих живописцев, скульпторов, граверов. В те времена в академии преподавали А. Ф. Кокоринов и Ж. Б. Валлен-Деламот — первые профессора архитектурного класса. После смерти Кокоринова ведущим профессором архитектурного класса стал Ю. М. Фельтен, остававшийся на этой должности на протяжении многих лет. Творения этих архитекторов служили образцами нового стиля и изучались воспитанниками Академии. Основоположник классицизма в русской архитектуре, Валлен-Деламот был также и автором проекта здания Академии. На протяжении многих лет Захаров был свидетелем строительства здания, а впоследствии занимал должность архитектора академических строений. Вся сознательная жизнь архитектора с самых ранних лет была связана с петербургской Академией художеств, где он учился, а затем преподавал, не оставляя при этом проектную и строительную деятельность.
Обучаясь в Академии, Захаров в 1778 г. получает Малую серебряную медаль за проект загородного дома, а в 1780 г. — Большую серебряную медаль за «архитектурную композицию, представляющую дом принцев». Через два года на выпускном экзамене ему вручили Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую (то есть за счет учебного заведения) поездку за границу для совершенствования знаний. Пенсионерские поездки предполагали завершение образования в Париже и Риме — главных европейских культурных центрах, под руководством ведущих мастеров. Помимо этого пенсионеры знакомились с памятниками архитектуры прошлого, расширяя свой кругозор и повышая профессиональный уровень.
По прибытии в Париж Захаров вначале посещал королевскую Академию, где рисовал с натуры, затем был представлен одному из ведущих французских архитекторов — Ж. Ф. Шальгрену, который согласился взять Захарова к себе учеником. Будучи королевским архитектором, Шальгрен в те времена пользовался популярностью и очень много строил.
Шальгрен принадлежал к молодому поколению французских архитекторов, пытавшихся на основе творческого наследия Древнего Рима создать новую монументальную архитектуру. Такого рода идеи были созвучны творческим поискам Захарова, и он решил остаться в мастерской Шальгрена до конца своего пенсионерства. Творческая среда парижской академии и французская архитектура в целом сыграли значительную роль в дальнейшем формировании художественных взглядов Захарова.
В 1786 г. Захаров вернулся в Петербург. Вскоре началась его педагогическая деятельность, продолжавшаяся без перерывов почти четверть века. Совет Академии вынес решение зачислить Захарова в архитектурный класс «в должности адьюнкт-профессора». Тогда же ему дали квартиру при Академии. С того времени Захаров постоянно живет и преподает в Академии. В своей должности архитектор оставался до 1794 г., пока не получил звание академика. К преподавательской деятельности Захаров относился очень ответственно. Он стремился не только передать своим ученикам профессиональные знания, но и выявить в каждом из них индивидуальные способности.
В 1797 г. Захаров получил звание профессора. Преподавание занимало у него немало времени, в том числе из-за постоянного отсутствия необходимого количества преподавательского состава. После выхода в отставку А. А. Иванова и Ю. М. Фельтена Захаров остался единственным педагогом архитектурного класса. Через год он решил заниматься только преподавательской работой и подал прошение об увольнении его с должности академического архитектора, но получил отказ с мотивировкой, что «нет подходящего человека заменить его». Намечались большие работы по реконструкции главного академического здания. Возможно, архитектору еще долго пришлось бы исполнять две должности, но по повелению Павла I он был назначен архитектором города Гатчины.
Несмотря на освобождение от должности, Захарова все равно неоднократно привлекали к строительным работам, но уже в качестве эксперта и проектировщика.
Назначение архитектором Гатчины фактически означало назначение придворным архитектором. Захаров принимает деятельное участие в перестройке Гатчинского дворца, в проектировании и строительстве многочисленных городских и дворцово-парковых сооружений. В связи с постоянной занятостью Бренны на строительстве Михайловского замка в Петербурге все работы по перестройке дворца стал возглавлять Захаров. Почти все проекты архитектора были утверждены, но после смерти Павла I строительство в Гатчине прекратилось. Некоторое время зодчий остается не у дел, но вскоре его отправляют в командировку по стране для выбора мест и проектирования военных училищ. Командировка продолжалась десять месяцев.
В 1800 г. президентом Академии художеств назначается граф А. С. Строганов — талантливый организатор, человек прогрессивных взглядов, всесторонне образованный, хорошо разбирающийся в искусствах. Благодаря его ходатайству, Захаров получает звание чиновника шестого класса, и архитектора вводят в состав Совета Академии. Он становится старшим профессором и возглавляет архитектурный класс. По инициативе Строганова к преподавательской деятельности в Академии привлекаются Воронихин и Тома де Томон. Академия художеств становится подлинным центром художественной жизни страны.
В 1805 г. император Александр I своим указом назначает Захарова главным архитектором Адмиралтейств-коллегий, отправив в отставку престарелого Камерона.
С этого времени и до последних дней жизни Захаров руководил строительством в многочисленных портовых городах. Он много проектировал и строил в Кронштадте, завершал работы, начатые Камероном. И именно в эти годы он создает свое лучшее произведение — здание Адмиралтейства. Начатые ремонтные работы закончились полной реконструкцией адмиралтейских сооружений по вновь разработанному проекту. Архитектору пришлось решать и другую очень сложную задачу — организовать невиданные по масштабам и сложности работы, которые пришлось проводить на уже существующих фундаментах и с учетом ранее существовавших сооружений. Огромное даже по современным понятиям строительство Захаров предложил вести в пять этапов: вначале отстроить ближайшее к Зимнему дворцу крыло, затем западное крыло, потом главный фасад, после чего восточный и западный павильоны.
Новое здание Адмиралтейства явилось вершиной творческого гения Захарова. Идеи Коробова и Камерона были талантливо развиты зодчим в создании одного из лучших сооружений архитектуры русского классицизма.
Закладка Адмиралтейства состоялась 6 ноября 1808 г. По гениальному замыслу архитектора здание должно было стать величественным памятником новой градостроительной эпохи — эпохи высокого классицизма.
Огромную роль архитектор придавал архитектурно-декоративному убранству сооружения. Количество, состав, тематика и месторасположение скульптурных произведений были им тщательно продуманы.
Но архитектор так и не увидел своего творения в законченном виде, не говоря уже о многочисленных скульптурных украшениях. С началом Отечественной войны 1812 года строительство было приостановлено, и возобновилось только в 1814 г.
Архитектор трудился не жалея себя. Он буквально сгорел на работе. 27 августа 1811 г. в возрасте 50 лет, в самом расцвете творческой и педагогической деятельности, после продолжительной болезни Захаров скончался. Похоронили его на Смоленском кладбище. В 1940 г. прах вместе с гранитным памятником зодчему перевезли в Музей городской скульптуры (Александро-Невская лавра).
Многое из задуманного зодчим так и осталось на бумаге. Ни одно из крупных сооружений архитектора не было завершено при его жизни, и лишь знаменитое Адмиралтейство сохранилось до наших дней.