Blue Flower

Скульптор Бартоломео РастреллиБартоломео Карло Растрелли родился в 1675 г. во Флоренции в семье состоятельного дворянина Франческо Растрелли. Как и все дети богатых флорентийцев, мальчик получил хорошее образование, знал французский язык. Подростком он был отдан на обучение в одну из скульптурных школ. Тогда во Флоренции занятие скульптурой считалось очень почетным. Флорентийская скульптурная школа того времени давала разностороннее и качественное образование.
Закончив школу, юноша хорошо рисовал, мог работать с различными скульптурными материалами, в том числе и с бронзой, обладал навыками литья, архитектурного проектирования, знал ювелирное дело, мог выступить как художник-декоратор, разбирался в гидравлике, строительных конструкциях и технике.
Однако разнообразные дарования молодого скульптора не смогли найти достойного применения в родном городе.
Не имея возможности получать большие и выгодные заказы, в 1698 г. Бартоломео уехал в Рим. Но и там его пребывание было недолгим.
В 1700 г. Растрелли покинул Италию и отправился в Париж, ко двору короля Людовика XIV, о богатстве которого в Европе ходили легенды. Там скульптор надеялся в полной мере проявить свои способности. И действительно, через два года он получил первый крупный заказ — ему поручили изготовить надгробие для королевского министра Симона Арно маркиза де Помпона, умершего тремя годами ранее.
В 1700 г. в Париже у скульптора родился сын, будущий великий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.
Растрелли неплохо проявил себя в области декоративной барочной скульптуры, однако французы с их строгими классическими канонами очень сдержанно отнеслись к его творчеству, и особой славы молодой мастер там не снискал. Парижане считали, что его работы «лишены правды и хорошего вкуса». Классицизм же не был близок Растрелли. За пятнадцать лет, прожитых во Франции, ему так и не удалось ни исполнить что-либо выдающееся, ни достигнуть какого-либо прочного положения. Не помог скульптору и приобретенный титул графа.
Но была другая страна, которая остро нуждалась в квалифицированных мастерах, — Россия. Царь Петр тогда писал своему резиденту К. Н. Зотову, российскому посланнику в Париже: «... понеже король французский умер, а наследник зело молод, то, чаю, многие мастеровые люди будут искать фортуны в иных государствах, для чего наведывайся о таких и пиши, дабы потребных не пропустить». В числе других нанятых мастеров оказался и Растрелли. Перспективы творческой деятельности в новой российской столице привлекли скульптора, и он решил отправиться в Петербург.
После переговоров с К. Н. Зотовым 19 октября 1715 г. Растрелли был принят на российскую службу. По договору он должен был «с сыном своим и учеником работать в службе царского величества три года во всех художествах и ремеслах, которые сам умеет».
24 марта 1716 г. скульптор прибыл в Петербург. К работе пришлось приступить сразу. Суровый царь повелел, чтобы приезжие «...времени даром не теряли и даром не жили». Вначале Растрелли приступил к работе как архитектор, принимая участие в обустройстве Васильевского острова и проектируя дворцовый ансамбль в Стрельне, однако из-за разногласий с Ж. Б. Леблоном вскоре был отстранен от этих работ. Тогда лишь протекция ближайшего сподвижника царя князя А. Д. Меншикова помогла Растрелли остаться в России. Однако архитектурной деятельностью мастер больше не занимался.
Первой работой Растрелли-скульптора в России стал бронзовый бюст его покровителя, генерал-губернатора князя Меншикова, выполненный в 1716-1717 гт. (В 1849 г. по восковому оригиналу мастера этот бюст в мраморе повторил скульптор И. П. Витали.)
В те же годы по поручению Петра I Растрелли приступил к разработке нового эскизного проекта — конной статуи царя. Для осуществления столь сложного и значительного замысла была нужна хорошо оборудованная мастерская и помощники. По просьбе скульптора ему устроили место для работы и прислали российских умельцев, которых он обязался обучить всем тонкостям своего ремесла. В 1719 г. свинцовая модель монумента была завершена и одобрена Петром. Бронзовый вариант на свет так и не появился.
Одновременно с работой над памятником скульптор занимался изготовлением бронзовых фигур по мотивам басен Эзопа. Статуи расставили на набережной левого берега Невы. Позднее императрица Екатерина II подарила фигуры своим приближенным графам Остерману и Бецкому, которые впоследствии их переплавили.
При Петре I Растрелли много работал над моделями «Триумфального столпа» в честь победы России в Северной войне, а также над статуей императора в полный рост для одной из площадей города, но эти проекты не были воплощены в жизнь.
В 1723 г. появилось новое творение скульптора — бронзовый бюст Петра I. Это одно из самых известных достижений Растрелли-портретиста, дошедшее до наших дней. Мастер выполнил еще несколько скульптурных портретов (денщика царя В. П. Поспелова, майора С. Л. Бухвостова и др.), но они не сохранились.
Растрелли много работал и над созданием статуй для петергофских фонтанов. Мастер смог органично вписать сложные многофигурные произведения в природный ландшафт. Начало петергофским работам положили девять барельефов на тему Северной войны, отлитые из свинца в 1721 г. и установленные на Большом каскаде.
В 1730 г. Растрелли выполнил из свинца скульптурную группу «Самсон, раздирающий пасть льва», в аллегорической форме прославляющую победу российской армии в Полтавском сражении. Группа предназначалась для главного фонтана Петергофа, расположенного в ковше Большого каскада. (В 1800 г. ее место заняла одноименная композиция скульптора М. И. Козловского.)
В разное время из мастерской Растрелли вышли и другие скульптурные композиции для фонтанов Петергофа: «Тритон, раздирающий пасть морскому чудовищу», «Нептун на колеснице», «Диана с нимфами», «Прозерпина и Алфей», «Персей и Андромеда», а также статуи времен года для Нижнего парка. Впоследствии все эти статуи, выполненные из недолговечного свинца, пришли в негодность и были заменены бронзовыми. Над их созданием работали лучшие скульпторы Петербурга.
В 1732 г. Растрелли начал работу над статуей императрицы Анны Иоанновны, которую предполагалось установить на одной из площадей столицы. Всего за четыре месяца колоссальная статуя была вылеплена и подготовлена к формовке, но только в начале 1741 г. Растрелли сообщил, что «вылитый из меди портрет во окончание приходит». Современники называли композицию «Императрица Анна Иоанновна с арапчонком» коронационным портретом. Памятник на улицу так и не попал — императрица вскоре умерла. Но его создание положило начало развитию монументальной скульптуры в России.
В том же 1732 г. Растрелли выполнил еще одну портретную работу — «Бюст неизвестного». Многие искусствоведы считают ее автопортретом мастера.
Самая известная по сей день монументальная работа скульптора в Петербурге — конная статуя императора Петра I. Она была выполнена по заказу вступившей на престол дочери Петра императрицы Елизаветы Петровны, желавшей подчеркнуть преемственность в делах отца. Растрелли приступил к работе над статуей в 68-летнем возрасте. На протяжении его творческой деятельности было выполнено много эскизов памятников Петру I. Они и легли в основу этого монумента. Однако скульптор так и не увидел результата своей работы в металле. Работу над памятником довершал его сын Ф. Б. Растрелли.
Бартоломео Карло Растрелли умер в Петербурге 18 ноября 1744 г. Он был похоронен на Сампсониевском кладбище. Могила скульптора не сохранилась.