Blue Flower

Благовещенский мостБлаговещенский мост: Длина моста 331, ширина 37 м.

В 1727 г. от современной площади Декабристов на Васильевский остров через Неву был наведен плашкоутный мост. Место переправы выбрал князь А. Д. Меншиков, чей дворец находился поблизости. Мост назывался Исаакиевским (по расположенному недалеко Исаакиевскому собору) и просуществовал до начала строительства постоянной переправы. (Тогда наплавной мост был перемещен на место нынешнего Дворцово­го моста.)
С каждого, кто пользовался Исаакиевским мостом, согласно тарифу, взималась плата: с пеших 1 коп., с возов 2 коп., с карет и колясок по 5 коп. За прогон 10 голов скота нужно было отдать 2 коп. С судов, проходивших через разводной пролет, брали 1 руб. Бесплатно пропускали лишь дворцовые кареты, дворцовых курьеров, пожарные команды и участников различных церемоний. Плата за проезд была отменена в 1755 г.
Первые проекты постоянного моста начали появляться с 1750-х гг., но еще очень долгое время строительство такого сооружения оставалось слишком сложной и дорогой инженерной задачей.
В 1843-1850 гг. по проекту инженера С. В. Кербедза был возведен восьмипролетный чугунный арочный мост длиной 300 ми шириной 20 м. Он стал первым постоянным мостом через Неву в Петербурге и самым протяженным в Европе того времени. Общая масса металлических конструкций составляла 95 000 т. Семь пролетов, коротких у берега и постепенно удлиняющихся к центру моста, перекрыли пологими чугунными арками. Стыки между чугунными блоками заполнили прокладками из свинца. Восьмой, разводной, пролет находился у берега Васильевского острова. (Первая в России поворотная система разводного пролета была использована именно здесь.) Архитектурное оформление моста выполнил архитектор А. П. Брюллов. На ограде он изобразил символ морской стихии — трезубец Нептуна на раковине. С двух сторон к нему об­ращены фигуры морских коньков, вплетенные в симметричный растительный орнамент. Решетка моста считалась одним из лучших образцов художественного литья того времени. Фо­нари газового освещения были изготовлены по проекту инже­нера Д. Цветкова.
Строившийся мост именовали Невским, но после торжественного открытия 21 ноября 1850 г. он был назван Благовещенским по церкви Конногвардейского полка, расположенной на левом берегу на Благовещенской улице (ныне Благовещенская пл.).
В 1854 г. по проекту А. И. Штакеншнейдера на быке у раз­водного пролета была сооружена часовня, освященная во имя святого Николая Чудотворца.
В феврале 1855 г. в связи с кончиной императора Николая I мост был переименован в Николаевский. В 1918 г. его стали называть мостом Лейтенанта Шмидта в честь руководителя восстания на крейсере «Очаков» в 1905 г.
К началу XX в. сооружение стало неудобным для новых типов судов. Слишком узкий разводной пролет был к тому же установлен в мелководной части Невы. Было предложено не­сколько проектов, связанных с переносом разводного пролета в центр моста, но в то время они не были осуществлены.
В дни Октябрьской революции недалеко от моста у правого берега Невы произвел исторический выстрел крейсер «Аврора». В честь этого события на набережной установлен мемориальный знак.
В 1930-е гг., несмотря на добротность постройки, мост окончательно перестал соответствовать как возраставшим объемам движения городского транспорта, так и пропуску крупногабаритных судов, двигавшихся по Беломорско-Балтийскому водному пути. В связи с этим в 1936 г. начались рабо­ты по реконструкции моста (проект профессора Г. П. Передерия, инженера В. И. Крыжановского и архитектора Л. А. Носкова). За три года реконструкции мост преобразился. Его проезжую часть расширили. Число пролетов осталось прежним, но разводной пролет перенесли в центр моста, увеличив для этого две средние опоры и разместив в них разводные механизмы и павильоны управления. Старый разводной пролет перекрыли арочным железобетонным строением, облицованным гранитом с фасадов. Остальные пролетные строения выполнили из стальных балочных конструкций. (В ходе работ был применен новый для того времени метод соединения металлических конструкций — электросварка.) Масса всех пролетных строений составила 2400 т. Прежними в убранстве моста остались только перильные ограждения. Арочные конструкции старого сооружения были использованы в 1953—1956 гг. при строительстве нового моста через Волгу в Твери. Фонари старого моста установили на Марсовом поле вокруг мемориала «Борцам Революции».
В 1976 г. деревянный настил пролетного строения был заменен металлическими листами.
В 2005 г. началась новая реконструкция моста. Для этого рядом с ним соорудили другой, временный, мост, который в народе сразу окрестили «сыном лейтенанта Шмидта». Пролетные строения и опоры старого моста полностью заменили.
Металлические конструкции изготовили на металлургических предприятиях Курганской области. Новое сооружение получило архитектурный облик арочного Благовещенского моста, измененный в ходе реконструкции 1936—1939 гг. На разводном пролете установили компактный гидропривод, оснащенный автоматической системой разводки. На мосту появились автоматические заграждения, ограничивающие допуск транспорта на мост в период разводки. Ширина моста увеличилась до 37 м, что позволило организовать четырехполосное движение в обоих направлениях. Встречные полосы разделили барьером. Трамвайное движение по мосту было прекращено.
15 июля 2007 г. состоялось торжественное открытие моста, которому вернули историческое имя — Благовещенский. На церемонии открытия присутствовала приехавшая из Италии правнучка инженера С. В. Кербедза.

Благовещенский мост на карте