Blue Flower

Борис Иванович Орловский (Смирнов) родился в 1792 г. в селе Большом Столбецком Мценского уезда Орловской губернии. Его родители были крепостными помещицы Н. М. Мацневой. В 1801 г. семью купил тульский помещик И. В. Шатилов и перевез в село Моховое Новосильского уезда Тульской губернии. Там Смирновых стали называть Орловскими.
Борис рано проявил исключительные художественные способности, и в 1809 г. его отправили в Москву на обучение к мраморщику итальянцу С. П. Кампиони. Как свидетельствовал позже первый учитель будущего скульптора, именно в его мастерской Борис Орловский «самозабвенно работая, выучился рубить мрамор, что яблоко резать».
В 1816 г. помещик разрешил Орловскому поселиться в Петербурге, где труд мраморщика пользовался гораздо большим спросом, чем в Москве. В столице будущий скульптор начал работать в мастерской А. Трискорни. Очень скоро современники свидетельствовали, что «все мраморные произведения, вышедшие из мастерской, суть резьба Орловского».
В 28 лет Орловский стал считаться одним из лучших мраморщиков столицы. Именно в мастерской Трискорни незаурядное дарование молодого человека заметил скульптор И. П. Мартос. Вместе с президентом Академии художеств А. Н. Олениным он принял деятельное участие в судьбе Орловского. Согласно уставу Академии того времени, крепостные не могли в ней обучаться. О талантливом юноше было доложено императору Александру I. Бюст императора, вылепленный Орловским, очень понравился монарху, и, благодаря этому покровительству, молодой человек получил вольную грамоту. Вскоре он был зачислен в скульптурный класс Академии художеств. Его непосредственным учителем стал И. П. Мартос. Все отмечали трудолюбие, настойчивость в работе и требовательность к себе молодого скульптора. Эти качества прошли через все его творчество.
В 1823 г. успешно закончивший курс Академии Орловский отправился для продолжения образования в Рим, где в течение пяти лет проходил обучение в мастерской выдающегося датского мастера классицизма Б. Торвальдсена, неизменно вызывая его одобрение и высокие оценки. Работами Орловского в Риме были статуи «Парис» (1824 г.), «Вакх и вакханка» и «Сатир, играющий на сиринге» (1826-1828 гг.). Позже Орловский выполнил их в мраморе по заказу императора Николая I. В Италии был создан и колоссальный бюст Александра I (копия с оригинала, автором которого являлся Торвальдсен).
В 1829 г. скульптор вернулся в Петербург. Почти сразу он начал преподавать в Академии художеств и в том же году стал академиком. В 1831 г. Орловский был назначен исполняющим должность профессора в скульптурном классе Академии. Среди его учеников был будущий скульптор П. К. Клодт. А через пять лет Орловский стал профессором Академии художеств.
Одной из самых значительных работ в творчестве Орловского стало создание памятников М. И. Кутузову И М. Б. Барклаю-де-Толли.
Идея увековечить прославленных полководцев принадлежала императору Александру I, который в своем рескрипте от 23 сентября 1818 г. пожелал увидеть их у Казанского собора.
Вначале исполнить модели памятников взялся немецкий скульптор Э. Шмидт фон дер Лауниц, также ученик Торвальдсена. В 1822 г. с ним был подписан контракт. Через пять лет Лауниц представил рисунки моделей памятников, однако, по свидетельству очевидцев, «его работы не отличались убедительностью». Тогда был объявлен конкурс на лучшие проекты памятников, в котором победил Орловский. Его эскизы почти сразу получили единодушное одобрение, и скульптор приступил к изготовлению моделей. Изготовление статуй поручили литейных дел мастеру В. П. Екимову. В 1835 г. Была отлита фигура М. И. Кутузова, а в 1836-м — М. Б. Барклая-де-Толли. Вопреки канонам академической школы, полководцы были представлены не в античных облачениях или доспехах, а в военных мундирах. Монументы отличались большим портретным сходством со своими прообразами. (Для создания статуи Кутузова скульптор использовал его парадный портрет кисти Дж. Доу, написанный для Галереи 1812 г. в Зимнем дворце.) Оба полководца попирают ногами поверженные французские знамена со сломанными древками. Гранитные пьедесталы для памятников проектировал архитектор В. П. Стасов, их исполнение было поручено мастеру-каменотесу Самсону Суханову. Руководил всеми работами архитектор К. А. Тон. Фигуры полководцев решили установить напротив колоннады собора ближе к Невскому проспекту. В мае 1837 г. на пьедестал была установлена статуя Кутузова, в июне — статуя Барклая-де-Толли.
В этот же период скульптор трудился над созданием статуи ангела для Александровской колонны. Орловский выполнил 14 моделей разной величины, прежде чем был выбран окончательный вариант. Монолитную 600-тонную колонну установили в 1832 г. Ангел на ее вершине в левой руке держит крест, а правую возносит к небу. Его лицу ваятель придал черты лица Александра I.
Из других работ скульптора наиболее известны семь фигур гениев, украсившие Московские триумфальные ворота, композиция «Мальчик, играющий с уткой» (копия с античного оригинала) для императрицы Елизаветы Алексеевны, мраморные бюсты профессоров Академии художеств И. П. Мартоса и X. Ф. Мейера, а также маленькая фигурка дворцового гренадера. Одним из его последних произведений была статуэтка «Ян Усмарь, усмиряющий быка».
25 декабря 1837 г., в день двадцатипятилетия полного изгнания наполеоновских войск из России, при большом стечении народа состоялось торжественное открытие памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли. Но их автора на празднике не было.
Борис Иванович Орловский скоропостижно скончался 16 декабря 1837 г., всего девять дней не дожив до этого торжественного события. Его похоронили на Смоленском кладбище. Сейчас прах скульптора находится в Некрополе Александро-Невской лавры.