Blue Flower

Давид Иванович Иенсен родился 7 ноября 1816 г. в Копенгагене в семье столяра. Сведений о его начальном образовании нет, но известно, что мальчик с детства мечтал стать скульптором. С 1832 по 1840 г. Иенсен был учеником скульптора X. Е. Фройнда. Продолжая заниматься в его мастерской, юноша поступил в Королевскую академию художеств в Копенгагене.
Процесс обучения протекал быстро и успешно. В 1837 г. Иенсен получил Большую серебряную медаль за успехи в лепке, а в 1841 г. — Малую золотую за композицию «Иисус у Марии и Марфы». Молодой скульптор неоднократно принимал участие в художественных выставках.
В 1840-1841 гг. Иенсен работал в мастерской X. В. Внесена.
В 1841 г. по рекомендации своего учителя в Академии Б. Торвальдсена Иенсен был приглашен в Петербург для участия в скульптурном оформлении дворца великой княгини Марии Николаевны, построенного архитектором А. И. Штакеншнейдером. И хотя заказ на работы в Мариинском дворце он так и не получил, Давид Иванович довольно быстро завоевал репутацию превосходного исполнителя монументально-декоративной скульптуры. Вскоре его засыпали заказами, справиться с которыми можно было лишь при его невероятной трудоспособности.
В 1843 г. Иенсен стал преподавать в Рисовальной школе для вольноприходящих при Обществе поощрения художников — тогда она размещалась на Васильевском острове недалеко от здания Биржи. В учебном заведении скульптор проработал четыре года. Свой уход он мотивировал увеличением количества частных скульптурных заказов. Большую роль сыграло и то, что школа не являлась казенным учреждением, и, следовательно, в ней нельзя было выслужить пенсию. Уже тогда мастер планировал связать свою судьбу с новой родиной.
В 1845 г. за барельеф «Кентавр Хирон учит Ахиллеса стрелять из лука» в Императорской Академии художеств Иенсену присвоили звание классного художника.
Тогда же совместно со скульптором И. И. Реймерсом Давид Иванович основал Заведение для наружных украшений зданий — первую в России мастерскую по производству декоративных украшений и скульптуры из особо прочной терракоты для фасадов и интерьеров зданий. Она располагалась на углу нынешнего Каменноостровского проспекта и набережной реки Карповки. О масштабе деятельности мастерской может свидетельствовать сотрудничество Иенсена с такими известными архитекторами, как А. И. Штакеншнейдер, Л. Н. Бенуа, Г. А. Боссе, А. И. Кракау, П. Ю. Сюзор, Л. Ф. Фонтана, М. Е. Месмахер и многими другими.
При мастерской существовала Школа художеств, которую Иенсен в автобиографии называл «маленькой частной академией на Карповке». Среди ее учеников были начинающие скульпторы Л. А. Бернштам, А. М. Опекушин, И. И. Подозеров и другие. Многие из них впоследствии успешно закончили Императорскую Академию художеств, чему немало способствовало их предварительное обучение у Иенсена.
В составленном Давидом Ивановичем списке насчитывалось более 88 архитектурных объектов в Петербурге и других городах России, над скульптурным оформлением которых работала мастерская. Здесь были исполнены знаменитые фигуры атлантов, украшающих фасад дворца Белосельских-Белозерских, наружное скульптурное убранство Ново-Михайловского дворца, здания Нового Эрмитажа, гостиницы «Европа» и многих других сооружений. Мастерская просуществовала 50 лет. В 1895 г. она была закрыта из-за недостатка заказов.
Но выполняя огромный объем работ в мастерской, скульптор находил время и на собственное творчество. Всего за время проживания в России он создал сотни бюстов, статуй, рельефов, украшающих фасады и интерьеры дворцов, особняков, частных и общественных зданий.
В 1857 г. за барельеф «Ахиллес влачит тело Гектора» Иенсен был избран академиком Академии художеств в Петербурге. В этом же году он принял российское гражданство.
В 1859 г. на территории клиники врача Я. В. Виллие (ныне Военно-медицинская академия) был установлен памятник ее основателю — выдающемуся врачу, хирургу и лейб-медику императора Александра I. За создание этого монумента Иенсена наградили орденом Св. Станислава III степени. В 1860 г. он был удостоен бриллиантового перстня за украшение церкви в Петергофе.
В 1868 г. за статую «Диана в лесу» скульптор получил звание профессора. В дипломе на это звание президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна отметила «особенное искусство и отличные познания в скульптуре».
Впоследствии за многочисленные заслуги Иенсена еще неоднократно награждали орденами Российской империи.
Одной из последних работ скульптора была статуя «Навигация», установленная на крыше Ботного дома в Петропавловской крепости в 1891 г.
Приехав в Россию с намерением провести в этой стране всего несколько лет, скульптор остался в ней до конца жизни. Он посвятил своему второму отечеству, по его собственным словам, «все скромные силы, знания, умения».
Давид Иванович Иенсен умер в Петербурге 10 января 1902 г. Он был похоронен на Смоленском кладбище, где еще при жизни устроил фамильный склеп с прекрасным мраморным памятником собственной работы.