Blue Flower

Дом Лобанова-Ростовского в Санкт-Петербурге

В 1817 г. князь А. Я. Лобанов-Ростовский принял решение о возведении дома на участке неподалеку от Адмиралтейства. Разработка и строительство были поручены недавно приехавшему в Россию архитектору Огюсту Монферрану. В этой первой для себя значительной по масштабу практической работе зодчий продемонстрировал все качества, необходимые настоящему мастеру. Сложная, почти треугольная форма участка сильно затрудняла проектирование здания в классических формах. Несмотря на это архитектор прекрасно справился со своей задачей. Острые углы участка были компенсированы срезанными углами здания. Все здание, построенное в 1817-1820-х гг., занимает целый квартал и является характерным образцом стиля ампир.

Главный фасад дома, обращенный к Адмиралтейству, Монферран украсил торжественным портиком из восьми колонн коринфского ордера. Они установлены на аркаде первого этажа, выдвинутой вперед настолько, что экипажи по широкому пандусу могли подъезжать прямо к дверям парадного входа.

Портик завершен антаблементом без фронтона. Парадный вход по сторонам арки стерегут фигуры двух львов из белого мрамора, созданные в мастерской скульптора П. Трискорни по античным образцам. Великолепные изваяния, поставленные на гранитные постаменты, поражают красотой мощных тел, грациозной царственностью поз. Именно их воспел А. С. Пушкин в поэме «Медный всадник»:

С поднятой лапой, как живые,

Стоят два льва сторожевые...

Фасад здания, обращенный к Исаакиевской площади, повторяет композицию главного фасада и также оформлен портиком. Он несколько длиннее главного. На его углах образованы два ризалита с лоджиями, украшенными колоннами. Над портиками установлены аттики с гербами и волютами. Фриз богато декорирован лепкой.

Фасад, выходящий на Вознесенский проспект, почти плоский. Архитектурно он оформлен гораздо проще других и украшен только ризалитами.

На углах здания хорошо исполнены балконы на кронштейнах, с чугунными литыми решетками.

Благодаря своему внушительному масштабу, удачному решению углов, выходящих на две разные площади, богатой архитектурной обработке и скульптуре, здание играло значительную роль и в ансамбле Исаакиевской площади, и в облике Адмиралтейского проспекта.

Великолепно выглядела и отделка внутренних помещений, задуманная Монферраном. Особенно отличались вестибюль, разделенный двумя рядами дорических колонн, и Парадная лестница, декорированная пилястрами коринфского ордера.

Дом служил своему владельцу недолго. Вскоре после окончания строительства князь решил продать особняк. Подходящего покупателя не нашлось, и тогда Александр Яковлевич задумал поправить свои дела устройством всероссийской лотереи. Было объявлено о выпуске миллиона лотерейных билетов стоимостью один рубль. За эту небольшую плату можно было выиграть дворец в центре столицы. Император Николай I запретил лотерею, объявив Лобанову-Ростовскому, что заниматься такой коммерцией «не княжье дело». Дворец был куплен государством, и в нем разместилось Военное министерство.

После Октябрьской революции некоторое время в доме размещались школа планеристов и Музей ОСОАВИАХИМа, а также одна из ленинградских школ. В настоящее время здание полностью реконструируется под гостиницу.

Адмиралтейский пр., 12