Blue Flower

Дом Половцова в Санкт-Петербурге

В 1709 г. один из соратников Петра I Гаврила Головкин за храбрость, проявленную в Полтавском сражении, получил в награду имение под Ропшей и участок земли в Петербурге в Морской слободе на Большой Гостиной улице (ныне Большая Морская ул.). Впоследствии Головкин получил титул графа и стал президентом Коллегии иностранных дел, а потом и государственным канцлером.

Долгие годы дружбы и работы связывали графа с замечательным русским архитектором, руководителем Комиссии о Санкт-Петербургском строении Петром Михайловичем Еропкиным. С большой вероятностью можно предположить, что дом Головкина был построен по чертежам этого талантливого архитектора.

Во времена царствования Анны Иоанновны Еропкин проходил по делу А. Волынского и был казнен, а Головкин пришлось уехать за границу.

В 1740 г. все движимое и недвижимое имущество Головкина было конфисковано, после чего дом сменил много хозяев. Его владельцами были граф Бутурлин, флигель-адъютант Походяшин, генерал Левашов, затем Пашковы, Данауровы и Толстые.

В 1835 г. дом перешел во владение князя С. С. Гагарина — гофмейстера и директора императорских театров, а затем к его сыну С. С. Гагарину — шталмейстеру, почетному члену Академии художеств и Совета Училища технического рисования барона Штиглица.

В 1835 г. архитектор А. X. Пель перестроил фасад двухэтажного дома, добавив к нему зимний балкон-эркер в соответствии с модными тенденциями того времени. Фасад сохранил свой облик, присущий сооружениям позднего русского классицизма. Он особенно выделялся среди окружавших его старинных зданий. Тогда же со стороны Большой Морской улицы были сделаны главный вход в особняк и парадная лестница.

Во второй половине 1880-х гг. в дом на Большой Морской переехали новые хозяева — чета Половцовых. Этот дом получила в приданое от своего приемного отца А. Л. Штиглица — придворного банкира, миллионера и мецената — жена Половцова, Надежда Михайловна Юнева. (Штиглиц владел особняком с 1864 г.) Тогда же началась перепланировка и обновление интерьеров дома под руководством М. Е. Месмахера.

По проекту зодчего были переделаны фасады дома, обращенные во двор и на реку Мойку, пристроено западное двухэтажное крыло с Бронзовым залом наверху и Малой столовой внизу, отделана портретная галерея.

Узкая длинная Портретная галерея находилась на втором этаже в восточном крыле дома. Месмахер покрыл ее стены до самого потолка высокими ореховыми панелями. В неглубоких нишах он разместил семейные портреты владельцев дома, выполненные в 1876 г. известным французским художником К. Дюраном. Одна из этих шести картин — портрет хозяйки дома Н. М. Юневой-Половцовой — в настоящее время находится в собрании Эрмитажа в отделе французской живописи XIX в.

Бронзовый зал площадью 165 м2 и высотой 10,5 м не имеет окон и освещается через остекленное перекрытие. Среди всех помещений дома декоративная отделка этого зала наиболее интересна. В оформлении стен зодчий использовал разноцветный мрамор, бронзу, гобелены, зеркала. Великолепные двери, выполненные в технике маркетри, инкрустированы бронзой. Убранство дополняют золоченые бра и золоченая лепка в падугах. Вся эта роскошь принесла Бронзовому залу славу одного из самых значительных по богатству художественного убранства помещений в петербургских особняках. Современники называли его «чудом искусства».

Зал предназначался для пышных приемов, обедов, маскарадов и театральных представлений. Архитектор декорировал стены помещения бронзовыми панно, аллегорически изображающими музыку, скульптуру, архитектуру.

Гордость Бронзового зала — паркет. Его рисунок соответствует общему строю декора. Темные массы грецкого ореха, мореного дуба и липы, красного и черного эбенового дерева контрастируют с живым, легким рисунком орнамента из березы, амаранта, палисандра и розового дерева.

Незабываемый вид Бронзовому залу придавали уникальные французские гобелены, о которых говорил весь Петербург. Они были созданы в 1660-х гг. по рисункам великого фламандского живописца П. П. Рубенса и до конца XVIII в. являлись собственностью французской короны. В 1807 г. в Тильзите император Наполеон подарил их Александру I после подписания мирного договора между Россией и Францией. Александр даже не пожелал их увидеть, и долгое время шедевры лежали в ящиках, пока император Николай I не подарил их графу П. Я. Толстому, а через несколько лет их приобрел у графа А. А. Половцов. В 1890 г. четыре гобелена украсили стены Бронзового зала, а еще два — парадную лестницу. Позднее гобелены были размещены архитектором И. А. Фоминым на даче Половцова на Каменном острове. После Октябрьской революции эти произведения искусства были переданы Государственному Эрмитажу.

Малая столовая состояла из двух небольших комнат: буфетной и собственно столовой. Она сохранила свой первоначальный декор почти без изменений. Ее стены отделаны дубовыми панелями со сложным резным орнаментом из цветов и фруктов и затянуты тисненой кордуанской кожей. Позже здесь появились 12 живописных вставок с идиллическими сценками из деревенской жизни и восточными мотивами, которые исказили авторский проект отделки. Интерьер столовой удивлял богатством, многокрасочностью и особым уютом. Хозяева бережно относились к нему и не позволяли здесь курить. Курили рядом, в небольшой, специально предназначенной для этого комнате.

Интерьер Дубового зала восхищает гармонией пропорций панелей, шкафов и балконов. Посередине одной из стен установлен флорентийский мраморный камин эпохи Возрождения. В Дубовом зале часто проходили заседания Русского исторического общества, которое возглавлял Половцов.

Особняк Половцова был одним из центров петербургской культурной жизни того времени.

Сын четы Половцовых Александр Александрович Половцов-младший особняк не любил, считая его «помпезную роскошь» старомодной. Он передал здание своей сестре Анне Александровне Оболенской, а сам жил в доме на Каменном острове.

В 1916 г. особняк купил сахарозаводчик К. И. Ярошинский.

В 1918 г. дом вместе со всем имуществом был конфискован. В 20-х гг. XX в. здание приспособили под профсоюзную школу. С 1934 г. в нем размещается Дом архитектора.

В 80-х гг. XX в. в здании проводились масштабные реставрационные работы.

Большая Морская ул., 52