Blue Flower

Дворец Барятинского в Санкт-Петербурге

В конце XVIII в. участком земли на Сергиевской улице (ныне ул. Чайковского) владело семейство Апрелевых. Федор Иванович Апрелев был талантливым артиллерийским офицером и специалистом, много сделавшим для развития русской артиллерии. Под его непосредственным начальством начинал свою карьеру А. А. Аракчеев.

В 1837 г. участок перешел во владение семьи Барятинских. Его приобрел тайный советник князь Иван Иванович Барятинский. Вместо скромного жилья артиллерийского офицера было решено возвести особняк. Первоначально это был каменный двухэтажный дом в стиле позднего классицизма с одиннадцатью окнами и центральным ризалитом. Он был построен в том же году, возможно, по проекту архитектора Е. И. Диммерта.

Первым владельцем этого дома был сын Ивана Ивановича, генерал-адъютант князь Александр Иванович Барятинский.

Молодой архитектор Г. Э. Боссе уже в то время участвовал во внутренней отделке дома, а в 1850-х гг., когда владельцы пожелали значительно расширить дом, разработал проект его перестройки. Этот проект — последняя крупная работа Боссе в Петербурге, связанная со строительством особняков.

Новый фасад, созданный зодчим, обладал несомненными архитектурными достоинствами. Боссе превратил небольшой скромный особняк в настоящий дворец, сохранив старую двухэтажную часть дома с центральным ризалитом. Высокие окна второго этажа с полуциркульными завершениями были выполнены в виде аркады. К зданию пристроили новые трехэтажные боковые крылья. Архитектор украсил их поэтажно расположенными колоннами и пилястрами. Центр фасада подчеркнут лучковыми фронтонами и балконом над проездной аркой. Новые и старые части фасада композиционно объединены сплошной рустовкой нижнего этажа, одинаковым оформлением окон и балюстрадой над завершающими карнизами. На балюстраде были установлены декоративные вазы. В сочетании элементов различных стилей — ренессанса, барокко, классицизма — архитектор достиг исключительной уравновешенности и гармонии.

Полностью проект тогда осуществлен не был. Западная часть здания с Концертным залом была построена архитектором И. А. Мерцем только в 1874 г.

Парадная анфилада дворца располагалась на втором этаже вдоль Сергиевской улицы и переходила в анфилады восточного и западного корпусов.

В оформлении Парадной лестницы Боссе использовал эллинистические мотивы (меандр, пальметки, акантовые завитки, тонко очерченные стенные панно с изображением птиц).

Украшением парадной анфилады была Большая, или Парадная, столовая. Ее стены и двери выполнены из орехового дерева, а украшением является кессонированный плафон и фриз со скульптурами гарпий.

Деревянные панели с резными пилястрами-гермами служили украшением Малой столовой.

Художественный образ Готической гостиной был решен в стиле позднего классицизма. Ее по периметру опоясывают дубовые панели с растительным орнаментом резьбы. В глубине зала находилась декоративная решетка, выполненная в готическом стиле (позже утраченная). Украшением гостиной был камин с пирамидальным завершением и изразцовые печи по углам. До постройки Театрального зала Готическая гостиная была основным парадным залом дворца.

К Готической гостиной примыкает Дубовая гостиная. Три четверти ее высоты занимают панели из резного дуба, разделенные пилястрами с гирляндами цветов и винограда.

Одна из гостиных дворца была оформлена в стиле Людовика XVI. Она так и называлась — Гостиная Людовика XVI. Ее светлые стены заканчиваются высоким карнизом и украшены медальонами в углах, гирляндами роз и скрещенными «рогами изобилия».

В 1861 г. в восточном крыле дома в бывшей спальне М. Ф. Барятинской была устроена домовая церковь св. Марии Магдалины. Она была оформлена в «византийском стиле».

Позднее симметрично восточному крылу было построено западное. Здесь находился двусветный Концертный, или Театральный, зал, к которому вела нарядная круглая в плане лестница со входом со стороны двора. Зал стал настоящей «жемчужиной» дворца. Его интерьер выдержан в стиле рококо. Причудливая серебряная лепка отражалась в огромных боковых зеркалах и в пяти больших окнах.

В 1896 г. дворец был приобретен императорским двором для герцога Георгия Максимилиановича Лейхтенбергского, но почти сразу же он был подарен принцу П. А. Ольденбургскому по случаю его бракосочетания с великой княгиней Ольгой Александровной. В течение нескольких лет в здании проводились большие работы под руководством архитектора С. С. Кричинского — обновлялись интерьеры, часть которых оформляли уже в стиле модерн. В работах принимали участие архитектор М. X. Дубинский и художник Н. Н. Рубцов.

После революции дворец был национализирован. В его помещениях разместили коммунальные квартиры. В одной из них некоторое время проживал С. Я. Маршак. Также в здании открыли школу. Многие интерьеры дворца были утрачены. В результате грубых ремонтов декоративные детали фасада — наличники окон, междуэтажные тяги, фактурный руст — были упрощены, утрачены балконы, балюстрады с вазами, фонари.

В 1988 г. в здание переехала Петербургская торгово-промышленная палата. Началась планомерная реставрация дворца. Были восстановлены живописный и лепной декор, резные панели и двери, камины, воссоздано цветовое решение интерьеров. В 1995 г. дворец был признан памятником архитектуры. Реставрационные работы продолжаются в нем и по сей день.

В левом флигеле здания сейчас находится Городской центр по расчету и учету жилищных компенсаций Комитета по содержанию жилого фонда Администрации Санкт-Петербурга. В правом — Государственная налоговая инспекция Центрального района.

Ул.  Чайковского,  46 - 48