Blue Flower

Дворец Безбородко

В 1781 г. екатерининский вельможа Александр Андреевич Безбородко приобрел два соседних участка земли в Адмиралтейской части города. Один из них принадлежал Курскому Знаменскому монастырю, а другой — наследникам танцовщика при императорском дворе А. Я. Топоркова. На обоих участках уже были возведены каменные строения. Перестройку зданий и сооружение на их месте дворца поручили выдающемуся архитектору Дж. Кваренги, который прекрасно справился с поставленной задачей. В 1797 г. в связи с расширением строительства Безбородко даже купил еще один соседний участок.

Внешний облик дворца, решенного в формах русского классицизма, был довольно скромен. Его главный фасад Кваренги вывел на «красную линию» улицы. Центральный вход архитектор оформил портиком из четырех гранитных дорических колонн с бронзовыми базами и капителями. Колонны поддерживают мраморный балкон третьего этажа с каменной балюстрадой и бронзовыми перилами. Центральный ризалит завершается треугольным фронтоном. Фасад углового дома был решен зодчим с использованием тех же декоративных приемов, что и в главном здании, и составлял с ним единую архитектурную композицию.

Будучи человеком состоятельным, князь, обладавший прекрасным вкусом, не жалел денег на строительство и обустройство дворца, отделывая его с чрезвычайной роскошью. Гениальный архитектор великолепным оформлением интерьеров подчеркнул важность и значимость того положения, которое Безбородко занимал при дворе и в России.

С самого начала строительства граф пользовался любым удобным случаем, чтобы приобрести какое-нибудь редкое произведение искусства. Во дворце была мебель из кабинета Марии Антуанетты и коллекция из 300 картин, для которой была построена специальная галерея. А благодаря обилию изделий из черной бронзы, так любимых хозяином, дворец получил неофициальное название «Бронзовый».

Большой парадный зал, прекрасно сохранившийся до наших дней, является подлинной жемчужиной здания. Колонны коринфского ордера, панели нижней части стен, фриз — все было облицовано искусственным мрамором. Всеобщее восхищение вызывал живописный потолочный плафон. В зале стояли большие мраморные вазы с барельефными фигурами, изготовленные в Риме. Также здесь находились две возвышавшиеся почти до потолка этажерки, сплошь заставленные японским и китайским фарфором. Большой парадный зал — один из лучших образцов убранства в период классицизма.

В 1799 г. в возрасте 52 лет граф Безбородко умер. Он не был женат, и дворец перешел по наследству к его младшему брату Илье Андреевичу, а потом к его жене Анне Ивановне. У супругов было трое детей. Сын умер в детстве, старшая дочь вышла замуж за графа Кушелева, а младшая — за князя Лобанова-Ростовского. Сын графа Кушелева Александр в 1816 г. получил разрешение присоединить к своей фамилии фамилию знаменитого родственника и стал именоваться Кушелевым-Безбородко.

С 1809 г. часть дома стали сдавать внаем. Здесь жили министры А. Б. Куракин, А. Н. Голицын, А. Г. Шишков, А. И. Козодавлев.

В 1825 г. наследники пожелали продать дворец. В роли покупателя выступил Почтовый департамент, который заплатил 350 тыс. рублей. После покупки была изменена отделка всех интерьеров. Основные перестройки проводились архитекторами В. А. Глинкой и А. К. Кавосом. Большой парадный зал был приспособлен под церковь, светскую живопись на падугах зала сменили библейские сюжеты. Также были перестроены Угловой зал и Картинная галерея.

В 1870-х гг. фасады и интерьеры дворца были оформлены в духе ренессанса по проекту архитектора Н. Любимова. С тех пор и до конца XX в. отделка фасадов здания оставалось практически без изменений.

С 1918 г. здание стало принадлежать Наркомпочтелю, а после его переезда в Москву — только что образованному Главному управлению почт Северо-Западного округа. Дворцовая церковь, считавшаяся, по словам Луначарского, «самым ценным памятником домового церковного строительства, который необходимо сохранить в неприкосновенности», была закрыта в 1923 г. В 1924 г. во дворец был перемещен Российский почтово-телеграфный музей.

С 1935 г. дворец как памятник архитектуры попал под охрану государства. Неоднократно поднимался вопрос о капитальном ремонте здания, но помешала война. Дворец сильно пострадал от бомбежек и артобстрелов.

В 1974 г. из-за аварийного состояния здание было закрыто на капитальный ремонт.

В настоящее время во дворце размещается Центральный музей связи имени А. С. Попова.

Почтамтская  ул., 7