Blue Flower

Дворец фон Дервиза в Санкт-Петербурге

История застройки территории, где впоследствии был возведен дворец фон Дервиза, восходит к началу 20-х гг. XVIII в. Английская набережная тогда называлась Нижней, и большим участком земли в этом районе Петербурга владел Иван Полянский. Потом набережную назвали Галерной, а двухэтажным домом «на подвалах с высоким крыльцом и покатой крышей и тринадцатью окнами по фасаду» стал владеть его сын, адмирал Александр Иванович Полянский. Он был женат на Елизавете Воронцовой — бывшей фаворитке императора Петра III. В 1818 г. умер последний из рода, А. А. Полянский. Прямых наследников у него не было, и при разделе имущества между дальними родственниками дом отошел к семейству Всеволожских.

В середине 30-х гг. XIX в. владельцем участка стал действительный тайный советник, друг Пушкина и один из основателей известного литературного общества «Зеленая лампа», Никита Всеволодович Всеволожский. «Сын пиров» и «обожатель забав и лени золотой», коим нарек его Пушкин, в 1854 г. был объявлен полным банкротом. В том же году дом и участок приобрел с молотка Павел Григорьевич фон Дервиз. На участке было построено еще несколько зданий.

Павел Григорьевич скончался в 1881 г. Через восемь лет его вдова Вера Николаевна решила переделать дом для сына Павла. Перестройка особняка была поручена архитектору А. Ф. Красовскому. Это стало одной из самых удачных работ архитектора. Он предпочел модный в то время в Петербурге флорентийский стиль, в котором к тому времени был создан дворец великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной. Вероятно, Красовский задумал превзойти имевшийся образец — и прекрасно справился со своей задачей. На небольшом участке был возведен великолепный особняк. И, хотя здание значительно уступало в размерах дворцу великого князя, этого нельзя было сказать об оформлении фасада. Даже на Английской набережной, где практически каждый дом — произведение искусства, особняк выделялся из череды стоящих рядом зданий своим великолепием.

Сохранившиеся и отреставрированные интерьеры не уступали внутреннему убранству великокняжеских особняков. Из вестибюля с мраморными колоннами на парадный второй этаж ведет роскошная беломраморная лестница с перилами сложного резного рисунка. Она освещена через большое витражное окно с полуциркульным завершением и через небольшое окно второго этажа. Под большим окном расположен мраморный камин с металлической позолоченной решеткой. Лестничный декор насыщен лепными элементами. На стенах друг напротив друга в лепных рамах в виде портиков расположены фигуры прекрасных девушек, олицетворяющих четыре времени года. Над ними в люнетах и кессонах плафона — живописные вставки с изображениями амуров, выполненными художником Садовским. Световое окно лестницы обрамлено пилястрами коринфского ордера, в простенке расположены картуши со сложным лепным рисунком. Вход на верхнюю площадку лестницы украшен торсами атлантов, служащих своеобразной границей лестничного интерьера, — дальше начинались парадные покои. С площадки через боковые двери можно попасть в галереи, уходящие в глубь участка. Замыкались галереи зимним садом, который к настоящему времени не сохранился.

Средняя дверь ведет в центральную гостиную дома — Золотую. Это нарядное помещение богато декорировано лепниной и золотом. Зеркала в простенках создают дополнительный художественный эффект.

В анфиладу залов с окнами на Неву входят также примыкающие к Золотой гостиной Белый и Танцевальный залы.

Белый зал получил свое название благодаря светлому декору стен, лепному плафону и большому резному камину из белого мрамора, который ранее украшало зеркало в лепной раме. Нижняя часть стен обшита панелями из орехового дерева.

Из Белой дверь ведет в Желтую гостиную, окна которой выходят во двор. Помещение получило свое название благодаря цвету стен. Они хорошо гармонируют с белой лепниной и изящным резным камином из белого каррарского мрамора.

Самый большой и нарядный зал дворца — Танцевальный. Над богатым лепным карнизом в зале были расположены хоры для музыкантов. Высокие зеркала в лепных рамах чередуются с каннелированными пилястрами, в центре зал был украшен живописным плафоном, расписанным К. Е. Маковским (ныне плафон утрачен). Рядом с залом находилось небольшое помещение в мавританском стиле, потолок и стены которого украшал восточный орнамент.

Жилые помещения хозяев размещались в бельэтаже, по обе стороны парадной лестницы. По левую сторону с окнами на Неву сохранилась Синяя гостиная, по правую — Помпейская комната, рядом с которой находились столовая и библиотека, оформленная в псевдоготическом стиле.

Павел Павлович фон Дервиз так никогда и не поселился во дворце. Он уехал в свое имение в Рязанской губернии. После смерти матери он продал участок. В 1903 г. новым владельцем особняка стал великий князь Андрей Владимирович.

В 1918 г. дворец, как и многие другие, был национализирован. В первые годы советской власти в нем размещались различные учреждения. Во время Великой Отечественной войны часть помещений была отдана под детский приемник, в другой части разместился госпиталь для раненых. После войны во дворце располагалась одна из многочисленных проектных организаций города. 1 ноября 1959 г. в здании открылся первый в стране Дворец бракосочетания. Он располагается здесь и по сей день.

Английская наб., 28