Blue Flower

Дворец Половцова в Санкт-Петербурге

Дворец для государственного деятеля А. А. Половцова был возведен в северо-западной части Каменного острова, в том месте, где ранее находилась построенная в начале XIX в. деревянная дача барона Л. И. Штиглица. Новый владелец решил перестроить дом, сильно пострадавший от наводнений и пришедший со временем в ветхость. Для строительства особняка в 1911—1913 гг. был приглашен архитектор И. А. Фомин. К этому времени известный в Петербурге зодчий К. К. Шмидт, приглашенный руководить строительством, уже наметил в общих чертах планировку участка, но заказчик не удовлетворился предложенным проектом.

Обратившись к Фомину, Половцов высказал пожелание, чтобы при постройке нового здания был сохранен один из фрагментов существовавшего строения — деревянный свод танцевального зала, украшенный росписью.

Перед архитектором стояла очень сложная и ответственная задача. Соседство блестящих произведений русского классицизма — Елагина дворца К. И. Росси и Летнего Каменноостровского театра С. Шустова, — а также открытое водное пространство Средней Невки, связывающее эти здания, требовало высокого мастерства в создании нового архитектурного облика. Фомин прекрасно справился со своей задачей, последовав традициям русского классицизма.

Просторное двухэтажное здание на высоком цоколе заняло обширный участок. Поскольку оно было расположено среди природы, Фомин придал ему характер загородной усадьбы с большим открытым к парку парадным двором, который был заключен между широко раскинутыми боковыми флигелями.

Центр дворца акцентирован портиком главного входа с несколько выдвинутыми вперед парными колоннами ионического ордера в правой и левой частях. Они создают впечатление классической строгости композиции. Портик завершается четким по силуэту и выразительным по исполнению фронтоном, в котором сделана полукруглая ниша с кессонированным полукуполом.

Парадный вход продолжается колоннадой боковых крыльев. Она придает архитектуре особняка черты торжественности и монументальности.

На первом этаже дома располагается анфилада переходящих друг в друга, одинаково богатых по отделке, но различных по форме парадных помещений. Начинается эта анфилада, по существу, еще с портика. Его выразительность и сложный ритм колонн определяют основную архитектурную тему интерьеров.

Вход с площадки портика в здание решен в виде полукруглой в плане ниши с двумя колоннами. По замыслу архитектора она освещалась через полукруглое отверстие в фронтоне над колоннадой.

Из сравнительно узкого, с закругленными боковыми гранями тамбура можно попасть в круглый вестибюль. По контрасту с портиком это помещение воспринимается как особенно спокойная и гармоничная композиция. Пилястры, которыми украшены стены, только подчеркивают строгость архитектурного решения. С вестибюлем связаны помещения, расположенные в поперечном корпусе дома: направо — шинельная и другие комнаты вспомогательного назначения, налево — просторная и уютная Овальная столовая, с которой соседствуют буфетная, кухня, моечные и кладовые.

Парадную анфиладу продолжает Гобеленовый зал, расположенный в самом центре здания. План этого помещения — простой прямоугольник. Но пространство зала словно вырывается за его границы. Подобное впечатление создается благодаря глубокой нише входа, перекрытой аркой, и в особенности благодаря отсутствию одной из стен зала.

Раньше зал украшали пять больших гобеленов, вытканных в XVII в. во Фландрии по картинам Рубенса. Они располагались на двух стенах зала и в простенке между дверями напротив овальной лестницы. Серо-желтая облицовка стен, золотистая роспись свода, рисунок мраморного пола, где соседствуют белый, красный и черный цвета, — все это разнообразие оттенков контрастировало с благородным, сдержанным цветовым решением гобеленов.

За Гобеленовым следует Белоколонный зал, также прямоугольный в плане. Два ряда сдвоенных ионических колонн делят зал на три нефа, средний из которых перекрыт тем самым деревянным сводом, сохраненным при перестройке старой дачи Штиглица. Он украшен декоративной живописью начала XIX в. Этот зал — самый строгий по стилю из интерьеров дома. Геометрическая четкость рисунка на паркетном полу прекрасно сочетается со сдержанностью лепной декорации стен.

Росписи использованы и в других интерьерах. Большинство из них выполнено по эскизам и под наблюдением И. А. Фомина.

Анфилада парадных интерьеров замыкается зимним садом, в который из Белоколонного зала ведут пять остекленных дверей. Задняя стена полукруглого в плане сада превращена, по существу, в стеклянный экран, поднимающийся от пола до потолка. Он декорирован высокими пилястрами, которым снаружи соответствуют ионические полуколонны.

Главные залы окружены меньшими по размерам помещениями. Справа от Белоколонного зала расположены библиотечные комнаты, слева — Малая столовая и гостиная, связанная с террасой. Еще один довольно большой зал был предусмотрен в правом крыле дома, на боковом фасаде он выделен лоджией с колоннадой.

По сравнению с парадными залами первого этажа, интерьеры жилых комнат второго этажа — спальни, туалетные комнаты, кабинеты и детские — были оформлены довольно скромно.

Дом Половцова органично вошел в своеобразную архитектурную среду Каменного и Елагина островов и завершил формирование каменноостровского ансамбля. Здание стало одним из наиболее характерных образцов неоклассицизма в русской архитектуре начала XX в.

В послереволюционное время особняк Половцова был национализирован и в нем разместился Дом отдыха.

Каменный о.,  наб.  Средней Невки, 6