Blue Flower

Дворец З. И. Юсуповой

После женитьбы сына, Николая Борисовича Юсупова-младшего, его мать княгиня Зинаида Ивановна Юсупова оставила молодых жить во дворце на набережной Мойки, а для себя решила построить новый.

Проект дворца-особняка начал разрабатывать Г. Э. Боссе, но заказчице не нравилось, что здание получается похожим на уже существовавшее на набережной Мойки, и она пригласила другого мастера. Особняк построил в 1852-1858 гг. немецкий архитектор Л. Л. Бонштедт, работавший в то время в России.

Воздвигнутое Бонштедтом здание может служить образцом богатого аристократического особняка середины XIX в. Оно вызывало лестные отклики современников. Такие архитектурные сооружения считались в то время вершиной вкуса и великолепия.

Особняк сразу же выделился среди зданий близлежащей застройки. В его облике, отличавшемся поистине дворцовой пышностью, архитектор продемонстрировал оригинальное прочтение особенностей архитектурных стилей. Фасады здания оформлены с использованием архитектурных приемов, свойственных немецкому и австрийскому барокко первой половины XVIII в. Современники отмечали, что особняк выдержан «в духе старинного стиля Возрождения». Стремясь к оригинальности, мастер полностью облицевал фасад бременским песчаником, специально привезенным из Германии. Применение долговечного естественного камня подчеркивало солидность здания. Такая дорогая отделка редко встречалась в Петербурге того времени. Двухэтажный фасад украшен большими арочными окнами, колоннами и пилястрами, кариатидами над главным входом, гирляндами, вазами, фигурными аттиками. Все эти архитектурные элементы тоже выполнены из песчаника. В солнечные дни они создавали изумительную игру теней на светлом фоне. Декоративное убранство фасада было разработано Бонштедтом при содействии скульптора Д. И. Иенсена.

Дворец был предназначен в основном для светских приемов, поэтому его интерьеры также отличались пышностью. Они отделаны в духе барокко и рококо. В оформлении помещений были широко использованы искусственный и натуральный мрамор, малахит, дерево различных ценных пород, деревянная резьба, лепка, позолота, роспись.

Все исполнено очень затейливо, с множеством мелких деталей. Огромные залы с наборными паркетами были украшены декоративной живописью на стенах и потолочных перекрытиях.

Многие живописные плафоны и медальоны выполнил известный художник Н. А. Майков. Один из современников писал: «вся отделка, вместе взятая, производит эффект великолепный: самые прихотливые фантазии женского вкуса не могут быть выполнены более удачно».

Среди помещений дворца особенно нарядно выглядели библиотека, украшенная панно работы Г. Робера, а также Портретный и Концертный залы и Малиновая гостиная. В особняке располагались зимний сад, столовая, бильярдная, теннисный корт и другие великолепные апартаменты.

Архитектор отделал интерьеры с вызывающей роскошью. С потолка свешивались многопудовые хрустальные люстры, на полах были разостланы пушистые ковры; повсюду стояли огромные фарфоровые вазы, бронзовые канделябры и красивейшие мебельные гарнитуры. Часть стен была обита ярким лионским штофом, часть покрыта зеркалами, в которых все это великолепие отражалось нескончаемыми анфиладами.

3. И. Юсупова недолго жила в своем доме. В 1861 г. она повторно вышла замуж. Ее новым избранником стал французский дворянин, граф Луи-Шарль-Оноре де Шово. Зинаида Ивановна уехала во Францию и лишь изредка навещала бывшие владения. Долгие годы дом пустовал. В завещании княгиня отписала его своему правнуку, Ф. Ф. Юсупову.

Какое-то время дом у Юсуповых арендовал театр «Кривое зеркало». В 1908 г. особняк сдали театральному антрепренеру. С разрешения хозяев здание перепланировали. На месте зимнего сада появился зрительный зал со сценой, в соседних помещениях — артистические гримерки. Известно, что в том же году на сцене театра выступал А. А. Блок.

Аренда особняка продолжалась до начала Первой мировой войны. Во время войны Юсуповы отдали все помещения дворца под госпиталь.

После 1917 г. в здании разместился Польский дом просвещения имени Ю. Ю. Махлевского, а с 1934 г. — Дом политического просвещения.

В настоящее время здание принадлежит Обществу «Знание».

Литейный пр., 42