Blue Flower

Юсуповский дворец на Мойке

В начале XVIII в. на участке вдоль набережной Мойки, ныне занимаемом Юсуповским дворцом, находился небольшой деревянный дворец, принадлежавший племяннице императора Петра I, царевне Прасковье Иоанновне. После ее смерти вплоть до 1742 г. здесь располагались казармы лейб-гвардии Семеновского полка.

В середине 1740-х гг. участок перешел во владения графа П. И. Шувалова — видного государственного деятеля времен императрицы Елизаветы Петровны. На набережной был построен двухэтажный дворец в стиле русского барокко. В 1754 г. в нем состоялось празднество с балом-маскарадом по случаю рождения цесаревича Павла Петровича — будущего императора Павла I.

Сын Шувалова, граф Андрей Петрович продал отцовский особняк, посчитав его несовременным. Он решил построить для себя новый дворец в модном тогда стиле классицизма. Дворец по проекту известного архитектора Ж. Б. Валлен-Деламота возвели неподалеку. Главный фасад дворца был украшен шести-колонным портиком тосканского ордера, объединившим два нижних этажа. Середину третьего этажа архитектор оформил как аттик. Двор, находившийся за домом, отделили от обширного сада каменной оградой с монументальными воротами, возведенными в виде триумфальной арки. Они сохранились и до нашего времени.

В 1795 г. дворец, купленный у наследников графа в казну, по велению императрицы Екатерины был пожалован племяннице князя Г. А. Потемкина, графине Александре Браницкой. Она владела дворцом на протяжении 35 лет, а затем продала его своим родственникам Юсуповым (Борис Николаевич Юсупов был ее племянником) за 250 тыс. руб.

Новые хозяева усадьбы начали с ее коренной перестройки. Она была поручена ректору Академии художеств, архитектору Андрею Алексеевичу Михайлову 2-му. Он капитально переделал здание, значительно увеличив его в размерах. С восточной стороны пристроили трехэтажный корпус, в бельэтаже которого разместился самый большой зал нового дворца — Банкетный. Дворцовые флигели были реконструированы и объединены в одно здание, уходящее в глубь усадьбы. В нем разместились залы картинной галереи и домашний театр. На территории усадьбы были возведены оранжереи, садовый павильон и пейзажный парк. Только мощеный парадный дворик остался без изменений.

В оранжереях выращивали не только цветы, но и разнообразные фрукты, причем в таком количестве, что их приходилось выставлять на продажу.

Необычайного великолепия достиг архитектор и в создании интерьеров дворца. Их декоративное убранство было выдержано в духе торжественного русского ампира. В главном здании был закрыт сквозной проезд через арку, а на его месте установлена Парадная лестница с мраморными ступенями. Повсюду стояли растения в кадках. (В середине XIX в. было очень модно украшать интерьеры растениями.) Тогда же по рисункам архитектора была создана резная дубовая дверь с гербом владельцев, до сих пор украшающая здание.

Лестницу Михайлов украсил тройными «палладианскими» окнами. С западной и восточной стороны лестницы они открывали вид на цветочные оранжереи, с южной — выходили во двор.

На плафоне лестницы была живописная вставка и роспись гризайлью. В нишах стен установили мраморные изваяния, купленные Юсуповым в Италии. Скульптура неизвестного итальянского мастера XVIII в. представляла собой аллегории четырех сторон света. В нишах на верхней площадке лестницы, были помещены две скульптуры, изображающие Вакха — греческого бога вина и веселья. На средней площадке раньше находилась статуя римского бога любви Амура.

На втором этаже располагалась анфилада парадных помещений, выполненных в стиле классицизма. Она была предназначена для встреч высоких гостей, и обычно ее открывали во время торжественных приемов.

В одном конце анфилады разместилась Большая ротонда или, как ее называли сами Юсуповы, Парадный кабинет. Белые мраморные стены ротонды великолепно гармонируют с круглой ионической колоннадой из голубого мрамора, завершающейся куполом. Полихромная роспись плафона выполнена художниками школы Дж. Б. Скотти. Центр купола имитирует голубое небо с рассыпанными по нему золотыми звездами. Пространство вокруг купола украшено гирляндами роз, изображениями танцующих граций и резвящихся амуров. В ротонде на протяжении уже двухсот лет находится созданный по специальному заказу во Франции бронзовый торшер огневого золочения (это наиболее древняя техника золочения, которую сейчас не используют). На нем изображен герб Юсуповых. Над камином с гермами из белого итальянского мрамора расположено большое венецианское зеркало.

Легкий и торжественный, простой и нарядный Танцевальный зал четырехугольной формы украшен пилястрами ионического ордера. На плафоне в технике полихромной живописи Герб Юсуповых изображены танцующие грации с обвивающими их гирляндами цветов. Роспись выполнена художниками Б. Медичи и П. Скотти. Стены помещения облицованы искусственным мрамором. В темное время суток зал наполнялся светом, разливавшимся от большой люстры из золоченой бронзы. Люстра была украшена 150 хрустальными рожками, расположенными в несколько ярусов. На стенах по всему периметру зала были помещены бронзовые бра, составлявшие с люстрой единую композицию. Два больших венецианских зеркала завершают убранство зала. В конце XIX в. архитектор А. А. Степанов оформил зеркала хрустальными балясинами.

На другом конце анфилады находится нарядный Белоколонный, или Банкетный, зал. Сегодня его называют Концертным. Это самое большое помещение во дворце. По замыслу архитектора оно составляло единое целое с Танцевальным залом. В Банкетном зале проходили большие великосветские приемы, обеды, балы, а также благотворительные базары и маскарады. Зал занимает по высоте два этажа. Он перекрыт ложным полуциркульным сводом, опирающимся на мощный антаблемент. По всему периметру зала поставлены мощные колонны коринфского ордера из белого искусственного мрамора. На длинной противоположной окнам стене расположена апсида. В ней находится мраморная скульптура бога Диониса. Монументальная живопись свода выполнена в технике гризайль художником Ф. Торичелли. На уровне второго этажа расположены хоры, с которых в XIX в. лилась музыка, исполнявшаяся крепостными музыкантами. Специально для этого архитектор рассчитал уникальную акустику помещения. Одна из достопримечательностей зала — золоченые люстры из папье-маше, чрезвычайно модные в начале XIX в. Они выполнены мастером А. Зейнлейном.

На больших приемах раздвижные двери между Банкетным и Танцевальным залами были открыты, и стоявшие друг напротив друга в дальних концах обоих залов большие венецианские зеркала создавали впечатление бесконечности пространства.

Стены Синей и Красной гостиных затянуты штофом. Ткань была изготовлена на подмосковной Купавинской мануфактуре. Плафоны гостиных украшены прекрасными росписями. Полы покрыты наборным паркетом из ценных пород дерева. Рисунок позолоченного карниза, сплошная роспись плафонов, панно на стенах — все создавало впечатление богатства и пышности.

В Синей гостиной до сегодняшнего дня сохранился подлинный мебельный гарнитур середины XIX в. Мебель обита той же штофной тканью, что и стены. Она также создавалась по эскизам архитектора Михайлова. В гостиной ранее находились два небольших круглых столика. Столешница одного из них была выполнена в технике перегородчатой эмали, а другого — римской мозаики.

В Красной гостиной (ее называли также Императорской, Малиновой или Золотой) Юсуповы принимали членов императорской семьи. Она выполнена с большим вкусом и роскошью. Примечательна роспись плафона: в его середине нет рисунка, а по четырем сторонам золотом и гризайлью художник выполнил композиции на мифологические сюжеты. Они сделаны так, что по мере приближения посетителя к центру гостиной высота помещения визуально увеличивается. Паркет набран из восьми пород ценного дерева. Великолепна люстра из золоченой бронзы. Это одна из лучших люстр, находящихся во дворце. Два беломраморных камина и двери из красного дерева с бронзой в стиле ампир завершают украшение зала.

В гостиные княгини Юсуповой снизу вела небольшая хрустальная лестница. В конце XIX в. это весьма непрактичное сооружение было разобрано, а на его месте создана массивная дубовая лестница.

От дворца вплоть до Офицерской улицы (ныне ул. Декабристов) простирался сад, огражденный прекрасной решеткой, также выполненной по проекту Михайлова. Ее часть со стороны улицы Декабристов сохранилась до наших дней. Такая же решетка ранее обрамляла еще один садик, находившийся рядом с главным входом по набережной Мойки (сегодня она ограждает сад Института физкультуры им. Лесгафта). Обе решетки были изготовлены в 1834 г. на Санкт-Петербургском литейном заводе и обошлись хозяевам в 1000 руб. Князья Юсуповы собрали во дворце богатую коллекцию живописи, скульптуры и предметов прикладного искусства. В нее входили произведения Рембрандта, Поттера, Буше, Фрагонара, Роббера, Берне, Греза, Гварди, Тьеполо и других художников. Замечательный художник, искусствовед, писатель А. Н. Бенуа ставил ее в один ряд с прославленными галереями Лувра и Эрмитажа.

Для размещения картинной галереи была создана анфилада залов. Основателем галереи был Николай Борисович Юсупов, и его именем назван первый зал анфилады — Николаевский. За Николаевским находились другие залы: Прециоза («драгоценный»), Зал Антонио Кановы, Античный и Римский. Галерея заканчивалась домашним театром.

С 1840 по 1860 г. во дворце работали архитекторы Бернар Сион и Ипполит Монигетти. Их творчество совпало с самым романтическим периодом развития русской архитектуры — историзмом. Новые стилистические варианты: необарокко, неоренессанс, неоклассицизм, развивавшиеся на основе художественных мотивов прошлого, нашли свое воплощение в интерьерах Юсуповского дворца. В этих стилях были оформлены залы самого различного назначения: домашний театр, музыкальный салон, зимний сад, гостиные, буфетные, библиотеки, спальни, столовые и будуары.

Домашний театр дворца был рассчитан на 190 мест и прекрасно освещен. Как и во всех больших театрах, здесь есть партер, ложи, ярусы, сцена и даже оркестровая яма. Вход в театр украшен аркой.  Рядом находятся буфетная комната и подсобные помещения для актеров. Во второй половине XIX в. помещение театра было оформлено золоченой лепкой в стиле барокко. Особенно пышно оформлена княжеская ложа. В домашнем театре Юсуповых впервые было исполнено первое действие знаменитой оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).

Б. Симоном были переделаны две цветочные оранжереи, созданные Михайловым по двум сторонам от парадной лестницы. Одна превратилась в зимний сад, а другая — в Гобеленовую гостиную. Он же переоформил находившийся рядом с зимним садом Зал Антонио Виги, который назван в честь итальянского художника, украсившего потолок росписью «Триумф Геркулеса». Зал сохранился до настоящего времени почти без изменений.

В восточном стиле архитектор И. Монигетти оформил Турецкий кабинет и Мавританскую гостиную. В гостиной установили мраморный фонтан, верхние части ее стен украсила арабская вязь по золоченому фону. Также Монигетти несколько изменил Зеленую гостиную, находящуюся рядом с Малиновой. В ней установили малахитовый камин, изготовленный во Франции, куда по приказу Юсупова из России доставили этот камень.

В 1882 г. архитектор М. М. Николаенко переоборудовал садовый павильон в выставочный, изящно декорировав его как снаружи, так и изнутри. Павильон был значительно расширен, в нем устроили три выставочных зала. Легкость и изящество небольшому сооружению придавали полуколонны, расположенные по его периметру, с установленными наверху вазами.

В павильоне выставляли скульптуру, живопись и предметы декоративно-прикладного искусства, а впоследствии стали продавать некоторые произведения искусства, ставшие ненужными хозяевам дворца. В середине XX в. павильон помешал прокладке трамвайных путей. Здание было перестроено и уменьшено.

За павильоном в глубь участка от пруда вели аллеи и боскеты. На газонах в рабатках росли розы, рододендроны и другие цветы. На горке и в тенистых уголках сада размещались беседки и скульптура. В жаркое время в павильоне включали фонтаны.

В начале 1890-х гг. во дворце на Мойке была проведена модернизация. Под руководством архитектора Александра Степанова здание было электрифицировано, оснащено водяным отоплением, водопроводом и канализацией.

Тогда же Степанов полностью переделал зимний сад. На его месте появилась Семейная столовая, полностью отделанная дубом. На ее стенах зодчий поместил фрагменты герба Юсуповых. Прекрасно подобранная по цвету синяя с серебряными разводами штофная ткань в сочетании с коричневыми пилястрами дополняла богатое убранство столовой. Специально для этого помещения из Венеции привезли большой дубовый стол с резными ножками. Стулья были созданы по эскизам Степанова. Резные спинки украшены сложным рисунком, в котором также присутствует герб Юсуповых.

В 1910-х гг., по случаю женитьбы Феликса Юсупова на великой княгине Ирине Романовой, часть помещений первого этажа отделали в стиле неоклассицизма. Проект разработали архитекторы А. П. Вайтенс и А. Я. Белобородов, художники Н. А. Тырса, В. М. Конашевич и С. В. Чехонин.

Во время Октябрьской революции Юсуповы находились за границей, а дворец был в управлении их доверенных лиц. Часть дома тогда занимало Шведское консульство и Германское посольство (Германский совет рабочих и солдатских депутатов).

22 февраля 1919 г. декретом за подписью Г. Е. Зиновьева и А. В. Луначарского дворец был отобран у Юсуповых и национализирован. Комиссия по делам музеев Комиссариата просвещения приняла решение сохранить дворец, превратив его в художественно-исторический памятник. Уже в сентябре 1919 г. для посетителей была открыта картинная галерея дворца. Но в 1925 г. музей «дворянского быта» в Юсуповском дворце был закрыт. Находившиеся в нем произведения искусства были частично утеряны, частично распроданы, частично переданы в Государственный Эрмитаж.

С 1925 г. в здании разместился Дворец культуры работников просвещения (Дом учителя).

Во время Великой Отечественной войны здесь находился госпиталь. Здание сильно пострадало от бомб и снарядов, и его долгие годы реставрировали.

В 1960 г. Юсуповский дворец получил статус памятника истории и культуры федерального значения.

В 1987 г. в здании был открыт Камерный музыкальный театр.

Сейчас во дворце проходят лекции, концерты, всевозможные празднества. Также здесь открыты историко-бытовые экспозиции «Убийство Григория Распутина» и «История рода Юсуповых».

Наб. р. Мойки, 94