Blue Flower

Особняк Демидова в Санкт-Петербурге

Участок земли между Невой и Мойкой начали застраивать в XVIII в. практически сразу после основания Петербурга. Одно из зданий, возведенных в то время, и послужило основой для дома Демидова на Большой Морской улице.

Особняк Павла Николаевича Демидова стал одним из первых в столице зданий, выполненных в соответствии с новыми представлениями об архитектуре. Для Петербурга 1830-х гг. такие сооружения были большим новшеством. Дом строили с 1834 по 1836 г. по проекту зодчего О. Монферрана.

Нарядный ренессансно-барочный фасад особняка своим необычным для Петербурга той поры «итальянским» видом резко выделялся из окружавшей его застройки, свидетельствуя о богатстве владельца и вызывая ассоциации с палаццо римских аристократов. Это впечатление создавалось в основном за счет применения в отделке фасадов крупных рустов на уровне первого этажа, выполненных из штукатурки, но воспроизводящих тяжелые квадраты каменной кладки. Для отделки цоколя и балкона был использован сердобольский гранит. Балкон держат на своих плечах атланты и кариатиды. В центре фасада, над вторым этажом, установлена скульптурная композиция, состоящая из двух крылатых фигур, держащих в руках картуш с гербом Демидовых (скульптор Т. Жак).

В дальнейшем в Петербурге в подражание дому Демидова все чаще стали появляться различные по характеру оформления здания, резко отличавшиеся от сооружений эпохи классицизма.

План здания традиционен для домов и особняков первой трети XIX в. Прочная связь с классицизмом, свойственная всему предшествовавшему творчеству Монферрана, не могла не сказаться.

Но внутреннее убранство особняка уже отмечалось чертами становившейся тогда модной эклектики. В отделке интерьеров Монферран применил приемы и формы, свойственные разным архитектурным стилям, полагая, что средства художественной выразительности классицизма не отвечают требованиям современности.

Большую часть площади в центре здания на втором этаже занимает Малахитовый зал. В соответствии с духом времени он был оформлен в стиле раннего французского классицизма. Разнообразная отделка этого помещения напоминала об утонченной роскоши дворцов французской аристократии. Свое название зал получил потому, что в его отделке (впервые в Петербурге) был использован малахит. Большие залежи этого минерала тогда были обнаружены на Урале, на рудниках, принадлежавших Демидову. Колонны, пилястры, декоративные вставки, камины и обрамления стен — все было выполнено из этого необычайно красивого камня. Позднее малахит был применен и в отделке Малахитового зала в Зимнем дворце.

Соседняя с Малахитовым залом столовая оформлена совершенно иначе — в стиле эпохи Возрождения, с применением темного резного дерева и живописных вставок.

Находящиеся на третьем этаже салон и личный кабинет хозяина были оформлены в стиле Людовика XV.

После смерти Павла Николаевича Демидова дворец унаследовали его жена и сын.

С 1875 по 1911 г. дом принадлежал княгине Н. Ф. Ливен.

В 1911 г. в здании особняка разместилось Итальянское посольство, которое после Октябрьской революции было отозвано. Его сотрудники вместе с имуществом посольства вывезли все малахитовые панели и украшения дворца.

В советское время в здании особняка более 40 лет размещался один из ленинградских проектных институтов, а в 1982 г. было принято решение о передаче здания Театральному музею.

Ныне в здании располагается один из петербургских банков.

Большая Морская, 43