Blue Flower

Особняк Кочубея в Санкт-Петербурге

После того как в 1843-1845 гг. был проложен Конногвардейский бульвар (на месте заключенного в трубу Адмиралтейского канала), начал меняться облик многих домов на новой парадной магистрали, соединившей Сенатскую и Благовещенскую площади (ныне пл. Декабристов и пл. Труда). Владельцы участков, среди которых становилось все больше представителей петербургской аристократии, строили и реконструировали свои дома в соответствии с новыми представлениями об архитектуре.

Участок неподалеку от здания Синода в 1852 г. приобрел у купца Н. Н. Солодовникова князь Михаил Викторович Кочубей.

Находившийся на участке трехэтажный дом, построенный в конце 1790-х гг., с воротами и небольшим флигелем имел довольно скромный фасад в стиле классицизма, отделанный рустом. Новый владелец решил расширить здание и изменить его внешнее оформление. С просьбой о разработке проекта Михаил Викторович обратился к одному из лучших архитекторов того времени Г. Э. Боссе. Зодчий предложил два варианта новых фасадов, и, хотя вначале был утвержден первый вариант, Боссе настоял на втором, более роскошном. Производителем работ на строительстве был помощник архитектора Н. А. Гаккель.

Рустованные наличники и карниз с машикулями определяли стиль отделки фасада как неоренессанс. На нижнем этаже были устроены сдвоенные полуциркульные окна, на верхнем — большие арочные, а на цокольном — широкие одинарные. Это был первый пример таких необычно широких окон в жилом доме того времени.

Над парадным входом было расположено большое окно с чугунным балконом. Со стороны бульвара также устроили балкон (всего их в доме три). В верхних этажах между эркерами появились застекленные галереи.

Архитектор изменил рисунок садовой ограды. На ее столбах были установлены четыре бюста негров и негритянок с лицами из черного мрамора и одеждой из белого. Петербуржцы сразу стали называть особняк «домом с маврами».

В одном из двухэтажных служебных флигелей, примыкающем к лестнице во внутреннем дворе, был устроен зимний сад.

Несмотря на стесненные условия городской застройки, Боссе продемонстрировал умение соединять архитектуру с природой, устроив рядом с домом небольшой сад, обращенный к улице. Широкие окна, балконы, эркеры, галереи обеспечивали открытость интерьеров к свету и зелени. В целом зодчий создал запоминающийся облик городского особняка. Все постройки были завершены в 1857 г.

Стремление к смене впечатлений отразилось и на внутреннем убранстве дома, где каждый интерьер имел своеобразный облик благодаря использованию декоративных приемов, присущих различным архитектурным стилям.

Парадная лестница, освещенная тремя арочными окнами, была решена в стиле английского ренессанса — с резными дубовыми перилами, панелями и лепной отделкой стен. Особым великолепием отличалась отделка перекрытия.

Главным материалом для оформления кабинета на первом этаже стало дерево. Прекрасной резьбой были украшены филенчатые панели, камин с гермами и рельефными охотничьими трофеями, дверное обрамление с фигурами геральдических львов. На потолке был помещен плафон с рисунком из переплетающихся окружностей.

Изящная рокайльная лепка в стиле Ринальди покрывала стены, падуги и потолок приемной, расположенной напротив парадной лестницы в бельэтаже.

Парадная столовая в стиле Людовика XVI была отделана сводчатым перекрытием, которое поддерживали кариатиды и атланты, и лепными медальонами с изображением животных.

С не меньшей пышностью были выполнены интерьеры больших залов — Танцевальный (Голубой) с кессонированным перекрытием, заполненным полихромной живописью; Белый, в барочном оформлении которого особенно выделялись двери с роскошными лепными десюдепортами; Красная гостиная с «византийским» плафоном, которая поражала блеском золоченой лепки и сложностью орнаментов. По верху стен гостиной проходил лепной фриз с восемью живописными вставками, изображавшими игры амуров.

Живописные полотна, включенные в композиции плафонов в ряде помещений, объединены темой, посвященной богу Дионису (Вакху). «Вакханалия» украшает Парадную столовую. Сюжет плафона в приемной — «Дионис и Ариадна на острове Наксос», в Танцевальном зале — «Меликерт (сводный брат Диониса), превращенный в морское божество». Барельефы на античные сюжеты украшали и кабинет хозяина дома.

В 1867 г. владельцем особняка стал купец 1-й гильдии Ф. П. Родоконаки. Существенных изменений во внешнем виде дома и интерьерах при нем не произошло. Лишь в 1868 г. по проекту архитектора Ф. Л. Миллера на месте зимнего сада был создан еще один кабинет, а также возведено небольшое каменное строение в парадном дворе. Верхняя галерея между эркерами на фасаде особняка была заложена.

После 1917 г. у особняка сложилась очень непростая судьба. В здании располагался военный трибунал и жилые коммунальные квартиры. Первый ремонт в доме произвели только в 1948-1950 гг., когда он был передан в Трест нежилого фонда.

В 1961-1988 гг. в особняке располагалась косметическая поликлиника, и это губительно сказалось на сохранности художественной отделки. Парадные помещения перепланировали, установили перегородки, пробили новые дверные проемы. Прокладывая электрические и водопроводные сети, сбивали лепные украшения, закрашивали их масляной краской, белилами. Многие предметы обстановки, которые еще существовали в 1950-х гг., — камины, люстры, карнизы, деревянные панели — оказались утраченными. Также были демонтированы балконы на главном фасаде, а с пилонов ограды исчезли два бюста.

В 1992 г. начались работы по реконструкции и реставрации комплекса, которые продолжались в течение трех лет. Мастерам пришлось приложить немало усилий, чтобы восстановить художественную отделку здания.

В1994 г. особняк был признан памятником культуры федерального значения. Сегодня отреставрированный дворец используется для проведения выставок, конференций, деловых встреч, частных и корпоративных мероприятий, в нем работает ресторан.

Конногвардейский  бульвар, 7