Blue Flower

Особняк Н. А. Кушелева-Безбородко в Санкт-Петербурге

С 70-х гг. XVIII в. участок земли в этом районе города принадлежал князю С. Трубецкому, а затем купцу Д. Образцову.

В 1820-1830-х гг. здесь размещалось Прусское посольство и проживал прусский посланник Шиллер.

В середине XIX в. участок перешел к графу Николаю Александровичу Кушелеву-Безбородко — младшему сыну А. Г. Кушелева-Безбородко. В то время здесь находился дом, построенный архитектором Г. Э. Боссе. В 1857-1862 гг. архитектор Э. Я. Шмидт основательно перестроил существовавшее здание, и дом приобрел современный вид. Именно тогда появился новый парадный вестибюль и два парадных зала, в глубине участка были сооружены театр, оранжерея и здание библиотеки.

Облик особняка весьма необычен и своеобразен. Главный фасад здания оформлен в духе итальянского высокого ренессанса. Нижний этаж обработан гранеными рустами, верхние украшены венецианскими парными полуциркульными окнами, которые разделены между собой ордерными столбами и вписаны в широкие арки. По краям здания на уровне третьего этажа устроены открытые террасы. Стены украшают пилястры и львиные маски — маскароны, отлитые из чугуна.

Фасад особняка сплошь облицован рускольским мрамором. Это уникальный случай в петербургской архитектуре середины XIX в. До этого почти сплошная облицовка фасада мрамором была применена только при строительстве Мраморного дворца и Исаакиевского собора. Благодаря этому приему особняк, замкнувший перспективу Шпалерной ул., выглядит особенно благородно. В отделке использован уникальный для петербургской архитектуры мрамор розового цвета. Особняк по праву называют Малым Мраморным дворцом.

Современников поражало великолепие парадных залов дворца, исполненных в неоренессансном стиле. Это нарядная Золотая гостиная в стиле Людовика XIV и Белый зал «в два света, стиля ренессанс с живописным плафоном XVI в. болон-ской школы». Стены и потолок этого зала «убраны роскошною лепною работой, паркет инкрустирован драгоценными мелкими кусочками дерева и большим количеством перламутра».

Практически каждое помещение в особняке — стилизация той или иной эпохи. С исключительной роскошью решены интерьеры Большого кабинета — копии кабинета императора Карла V в городе Брюгге с резными дверями и переплетами окон готического рисунка. Гостиная «Саксонского фарфора», Гобеленовая зала, биллиардная богато отделаны ореховыми панелями. Розовый будуар выполнен в стиле помпадур. Особо эффектно выглядела парадная лестница из мрамора различных оттенков, с многочисленными зеркалами, вазами, мраморными и бронзовыми статуями Антиноя, Флоры, индийской и китайской скульптурой.

В обновленных залах Николай Александрович разместил свою знаменитую коллекцию картин, полюбоваться на которые в определенные дни мог каждый житель города. Позже граф завещал свои картины Петербургской Академии художеств.

В настоящее время некоторые из них можно увидеть в Государственном Эрмитаже.

После смерти Николая Александровича Кушелева-Безбородко особняк приобрела императорская фамилия. Некоторое время там проживал внук императора Николая I, великий князь Николай Константинович.

Вскоре после смерти Александра II его сын, император Александр III, исполняя волю своего отца, распорядился передать дворец в полную собственность княгине Е. М. Юрьевской — морганатической супруге покойного императора.

Княгиня особняк не перестраивала, при ней изменилось лишь назначение некоторых комнат и их обстановка. Незначительной перепланировке подверглись помещения третьего этажа, где были устроены комнаты для детей Екатерины Михайловны, здесь же располагались комнаты гувернеров и воспитателей, а также некоторые служебные помещения. Во флигелях, соединенных с главным корпусом галереей и Турецкой комнатой, располагались отдельные парадные залы. Здесь же находился великолепный зимний сад с фонтаном и бассейном, а за ним — Пименовская галерея. Она была названа так потому, что в ней размещались алебастровые модели двух барельефов, которые выполнил скульптор С. С. Пименов, — «Воскресение» и «Преображение Господне». В этой галерее по желанию новой хозяйки была устроена домовая церковь с иконостасом, воспроизводившим походный иконостас Александра II.

Екатерина Михайловна бережно хранила множество предметов и личных вещей покойного императора. В специальной комнате была устроена опочивальня государя. Здесь стояла кровать, на которой он провел свои последние часы. Рядом находились многочисленные иконы, фотографии, картины и гравюры.

Практически все оформление дворца стало носить мемориальный характер. Во многих залах стояли бюсты Александра II, на стенах висели портреты императора, его детей, детские рисунки. На парадной лестнице красовалось чучело медведя, убитого Александром — страстным охотником. В мемориальный кабинет и мемориальную опочивальню был открыт доступ для широкой публики.

В 1913 г., будучи уже в Ницце, Юрьевская продала особняк со всей обстановкой, кроме предметов, связанных с памятью Александра II (их княгиня увезла с собой во Францию), дочери камер-юнкера высочайшего двора Е. П. Леонард.

В 1927 г. в здании разместился Научно-исследовательский институт охраны труда.

В 1970 г. дворец был взят под государственную охрану как памятник архитектуры XIX в., в нем началась реставрация. Большие работы по восстановлению фасада проводились в 2005 г.

Сегодня в здании располагается Европейский университет.

Гагаринская ул., 3