Blue Flower

Особняк Штиглица в Санкт-Петербурге

В XVIII в. на месте нынешнего особняка находилось три здания. Их вместе с большим участком земли приобрел известный банкир, промышленник и меценат барон А. Л. Штиглиц. По его заказу архитектор А. И. Кракау в 1859-1862 гг. возвел новое здание, частично использовав стены двух старых жилых домов. Все постройки на двух соседних участках были объединены в комплекс, где находились парадные, жилые и служебные помещения заказчика. Весь комплекс занял целый квартал между Невой и Галерной улицей.

Александр Кракау считался архитектором с большим вкусом, блестящим рисовальщиком и знатоком итальянского ренессанса. В этом стиле и было выполнено здание особняка. Главный фасад акцентирован двухколонным портиком коринфского ордера с балконом, окна обрамлены сандриками различного рисунка. Высокие окна второго этажа оформлены наличниками, выполненными в виде ионических полуколонн. Они поддерживают мощный антаблемент, увенчанный треугольным фронтоном. Верхняя часть фасада завершена широким фризом, украшенным лепкой. Над входным порталом был помещен герб владельца, поддерживаемый путти.

Парадный особняк по Английской набережной связан с домом Штиглица по Галерной улице системой флигелей, образующих два двора. Во дворе, ближнем к Галерной, располагались служебные помещения, мастерские и конюшни. В главном дворе, в который выходили окна жилых покоев владельца, был устроен фонтан.

Двухэтажный парадный особняк значительно выделялся по высоте и декору фасада среди соседних домов, свидетельствуя о богатстве и влиятельности владельца.

Поражало воображение и великолепие внутренней отделки особняка, выполненной с разнообразием стилистических оттенков.

Все интерьеры дворца были оформлены на очень высоком уровне профессионального мастерства и стали знамениты еще при жизни барона Штиглица. По его заказу художник Л. Премацци выполнил серию акварельных рисунков интерьера, а итальянская фирма произвела фотосъемку дворца.

Вестибюль украшают восемь колонн из серого гранита, зеркала и мраморная скульптура. Из вестибюля великолепная парадная лестница в духе раннего итальянского барокко, облицованная белым мрамором, ведет на второй этаж. Здесь она декорирована пилястрами коринфского ордера. С площадки второго этажа вправо и влево от лестницы отходят анфилады парадных комнат.

Великолепно оформлена и Белая Гостиная. Она украшена кариатидами, поддерживающими балки перекрытия. Падуга декорирована четырьмя живописными панно художника Ф. А. Бруни из серии «Аллегория искусств». Золоченая мебель, обитая белым шелком, придавала залу особую торжественность и праздничность.

Гостиная соединена тройной аркадой с расположенным рядом самым нарядным помещением во дворце — Танцевальным залом. Его огромные окна также обращены к Неве. Зал декорирован колоннами коринфского ордера с каннелюрами, зеркалами, золоченой лепниной на потолке, в люнетах и десюдепортах.

Для Парадной приемной мюнхенским художникам были заказаны два живописных панно: «Пейзаж с жатвой» (1864) и «После бури» (1865), а также гарнитур мебели из орехового дерева. Два старинных канделябра, оформленные в виде китайских ваз, стояли у входа.

Из небольшой гостиной через арочный проем можно было попасть в Столовую. Это помещение еще называли Министерской или Охотничьей. Его украшали два панно в манере живописи XVIII в. и два медальона с натюрмортами. Гостиная и Столовая казались единым целым благодаря мебельному гарнитуру из черного дерева с бронзовыми накладками.

Замыкает анфиладу Голубая гостиная с роскошным убранством в стиле барокко. В ее стены были вмонтированы панно синего штофа в резных золоченых рамах, чередовавшиеся с пилястрами, которые венчали гермы. Поражали своей изысканностью белый с позолотой и синим шелком мебельный гарнитур, навершия окон и зеркал с золоченой резьбой, золоченая лепнина падуги и десюдепортов. По углам беломраморного камина стояли две женские статуи с канделябрами.

К парадным интерьерам принадлежит и Черная гостиная, выходящая окнами во двор. Она декорирована в стиле рококо, а свое название получила по цвету шелковой драпировки, портьер и обивки мебели.

Среди роскошных помещений бельэтажа выделяется Столовая для ужинов, или Мавританская зала, выполненная в восточных мотивах с красно-сине-золотым орнаментом.

Справа от вестибюля находился Концертный зал в стиле рококо. На его падуге были помещены лепные портреты композиторов в овальных рамах-гирляндах. Спинки мебели были выполнены в форме лиры. Зал украшала мраморная скульптура с музыкальными инструментами.

Здесь же была расположена Большая ежедневная столовая, отделанная дубовыми панелями в английском стиле и обшитая зеленой тисненой кожей. Столовую украшал камин из черного мрамора с малахитовыми вставками и фигурами амуров. Над камином сохранилось декоративное панно на тему «Диана на охоте» (середина XIX в., немецкий художник М. фон Швинд). Второе каминное панно известного живописца X. фон Мааре «Двор мюнхенской королевской резиденции» сейчас включено в экспозицию Эрмитажа. Массивные резные буфеты с охотничьими трофеями в орнаменте сохранились до наших дней.

После смерти барона Штиглица дворец был выкуплен в казну у приемной дочери барона Н. М. Половцовой (Юневой) за 1,6 млн рублей. Здание было подарено великому князю Павлу Александровичу по случаю его бракосочетания с греческой королевной Александрой Георгиевной. В 1888-1892 гг. архитектором М. Е. Месмахером была произведена некоторая переделка дворца. Помещения слева от вестибюля, где некогда находились комнаты баронессы, были значительно перестроены. Они стали собственной половиной великого князя.

В числе личных помещений Павла Александровича были библиотека и кабинет. Их окна выходили на набережную. Стены библиотеки обшиты темным дубом, в ней расположено двенадцать дубовых шкафов и три дверных тамбура. В одном из шкафов была устроена потайная дверь.

Сложный резной портал ведет из библиотеки в кабинет. Он отделан низкими филенчатыми панелями, потолок резной, дубовый. В углу — высокий камин с монограммой великого князя, декорированный колоннами из коричневого мрамора, лепными рельефными доспехами и двумя скульптурами сидящих знаменосцев. Здесь Павел Александрович ежедневно читал детям вслух, сидя в кожаном кресле под светом зеленой лампы. Новая мебель из красного дерева с голубым сафьяном для кабинета и биллиардной была привезена из Англии.

Паркетные работы в жилых комнатах выполняла мебельная фирма Ф. Мельцера.

Со вкусом была оформлена дворцовая церковь, устроенная в 1890 г. по проекту архитектора Н. В. Султанова. Ее позолоченный резной иконостас являлся точной копией иконостаса XVII в. одной из церквей города Владимира.

Иконостас, иконы, престол, жертвенник и стенную роспись выполнил мастер К. Морозов.

Детские комнаты на втором этаже были полностью изолированы от остальных помещений дворца.

Переделки также коснулись служебных корпусов и флигелей: на один этаж была надстроена конюшня, в зданиях была усовершенствована система отопления и вентиляции. В 1894 г. при дворце стала работать небольшая электростанция. Старые лестничные проемы были заменены новыми металлическими, поставленными заводом Сан-Галли.

После смерти Александры Георгиевны в 1891 г. великий князь переехал в Царское Село.

В феврале 1917 г. особняк, в котором долгие годы никто не жил, был продан Русскому обществу заготовления снарядов и военных припасов.

После Октябрьской революции дворец был национализирован и в течение многих десятилетий в нем размещались различные учреждения. За это время его интерьеры существенно пострадали.

В 1999 г. дворец был сдан в аренду одному из представительств фирмы «Лукойл». Тогда же началась планомерная реставрация его интерьеров.

Английская наб.,  66 - 68