Blue Flower

Шереметевский дворец в Санкт-Петербурге

27 июля 1712 г. Петр I пожаловал одному из своих соратников — фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву — участок земли на левом берегу реки Фонтанки. По всей видимости, подарок одному из героев Полтавской битвы был связан с празднованием третьей годовщины этой исторической победы.

Новые владения графа простирались от реки Фонтанки до Большой Литейной улицы (ныне Литейный пр.). Соседний участок, доходивший до Большой перспективы (ныне Невский пр.), Петр отдал своей жене — Екатерине Алексеевне. Для нее здесь был построен Итальянский дворец.

Шереметев умер в 1719 г., успев построить на своем участке только деревянный дом. Граф практически не жил там — он занимал пышные хоромы в районе нынешней Миллионной улицы.

Дворец на набережной начал возводить сын фельдмаршала — Петр Борисович. Женитьба на дочери канцлера А. М. Черкасского сделала Петра Шереметева одним из богатейших людей того времени, и он смог позволить себе иметь усадебный дом-дворец с многочисленными службами и большим садом.

В 1740 г. на месте деревянного дома был возведен одноэтажный каменный дом. В 1750-1755 гг. известный зодчий С. И. Чевакинский и крепостной архитектор Шереметевых Ф. Аргунов надстроили здание, сделав его двухэтажным и более нарядным.

Дворец расположен в глубине участка и обращен главным фасадом к реке. За ним от Фонтанки до нынешнего Литейного проспекта простирался обширный регулярный сад, украшенный античной скульптурой. В нем находились грот, павильон «Эрмитаж», Китайская беседка и нарядные ворота, сооруженные Ф. Аргуновым. Из-за многочисленных фонтанов, расположенных в саду, дворец стали называть Фонтанным домом.

Сад не сохранился до нашего времени. Участок был продан, и в начале 1910-х гг. грот и садовые ворота, выходившие на Литейный проспект, были разобраны. Их место заняли доходные дома и торговые здания.

Дворец состоит из трех частей: центрального корпуса и двух флигелей. Небольшой мезонин подчеркивает центральную часть фасада и завершается лучковым фронтоном. Поле фронтона украшает лепной герб Шереметевых, поддерживаемый с двух сторон львами. Центральный и боковые ризалиты главного корпуса оформлены пилястрами коринфского ордера. Боковые ризалиты увенчаны треугольными фронтонами.

С большим искусством выполнена декоративная лепка над окнами второго этажа. Высоко приподнятые сандрики украшены разнообразными лепными композициями. Особенно интересны рельефы с изображениями голов воинов в шлемах, окруженных военными доспехами. Использование на фасадах дворца арматур должно было, по-видимому, напоминать о славном полководце Б. П. Шереметеве. Символом его отваги стали и фигуры львов, поддерживающих родовой герб на фронтоне дворца.

Гармоничность, равновесие и четкость линий, а также плоскостная декоративная обработка фасадов (пилястры, а не колонны) говорят о том, что архитектору были близки традиции петровского барокко, характерного для русского зодчества того времени.

Здание пышно декорировано, как и многие усадебные сооружения, построенные в середине XVIII в. Пилястры мезонина оформлены сложными капителями с лепными львиными масками. Известно, что на тумбах балюстрады над карнизом дома стояли деревянные резные статуи и вазы (так же были украшены построенные в те же годы Большой дворец и парковые павильоны в Царском Селе).

В 1757 г. у подъезда дома были установлены вырезанные из дерева и позолоченные скульптуры вздыбленных коней.

К сожалению, барочная скульптурная декорация фасадов быстро обветшала в условиях северного климата, и ее убрали уже в конце XVIII в. Не сохранился и парадный подъезд со стороны Фонтанки, под аркады которого въезжали экипажи. С садового фасада исчезло крыльцо на четырех колоннах с лестницами-спусками в сад непосредственно из комнат второго этажа.

Великолепной отделкой отличались и покои Фонтанного дома: золоченая резьба, живописные плафоны, расписные панно, декоративные ткани, цветной узорный паркет. В комнатах размещалось много вещей, привезенных из Европы: мебель, картины, изделия из бронзы, парадные сервизы.

Первый этаж дворца был отведен под служебные помещения, кунсткамеру и комнату для хранения оружия. Для своей кунсткамеры хозяин покупал редкие минералы, «бюсты эллинских богов» и живопись.

Второй — бельэтаж, больший по высоте, представлял собой целую систему парадных покоев. Они образовывали две анфилады: вдоль главного фасада здания и вдоль садового. Среди парадных комнат были картинная, театр, затянутые штофом гостиные, комната, отделанная изразцами, комната, обитая кожей, и покой, отделанный деревом «в китайском вкусе». Отапливались помещения изразцовыми печами. Внутренняя отделка, выполненная в конце 1750-х — начале 60-х гг., не сохранилась. Она исчезла при неоднократных перепланировках и переделках здания, которые диктовались стремлением владельцев следовать художественным вкусам своего времени. В разные годы над оформлением дворцовых интерьеров работали архитекторы И. Е. Старов, Дж. Кваренги, А. Н. Воронихин.

В боковых крыльях дворца размещались жилые покои и дворцовая церковь святой великомученицы Варвары. Стены церкви были покрыты художественными росписями, украшены прекрасной лепкой и резьбой.

Большие изменения во внутреннем убранстве дворца осуществил в середине XIX в. архитектор И. Д. Корсини, который работал в Фонтанном доме в течение двадцати лет. На набережной установили сделанную по его проекту чугунную ограду на гранитном цоколе, украшенную золочеными бронзовыми деталями. На арке решетчатых ворот был изображен герб Шереметевых.

Во дворце и в саду бывали И. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М- И. Глинка, М. А. Балакирев, А. Н. Серов, О. А. Кипренский и многие другие поэты, композиторы и художники. В Фонтанном доме Орест Кипренский написал знаменитый портрет А. С. Пушкина («Себя как в зеркале я вижу», — писал о портрете поэт).

Шереметевский дворец всегда был тесно связан с историей русской культуры. В XVIII в. во дворце выступала знаменитая капелла Шереметевых — один из лучших частных хоров в России.

Во дворце жила прославленная русская актриса, крепостная Прасковья Ковалева-Жемчугова, будущая графиня Шереметева. Она получила прекрасное образование, владела французским и итальянским языками. Пораженный ее пением, император Павел I подарил ей драгоценный перстень.

В 1867 г. архитектор Н. Л. Бенуа построил в левой части парадного двора одноэтажный служебный флигель с фасадами и воротами, искусно стилизованными под барокко. Постройка удачно вписалась в ансамбль Фонтанного дома. В этом флигеле в 1924-1941 и 1944-1952 гг. жила поэтесса А. А. Ахматова.

Здесь она написала множество стихотворений, подготовила несколько литературоведческих статей. В 1989 г. в бывших комнатах Ахматовой была воссоздана обстановка того времени и открыт мемориальный музей.

Графы Шереметевы владели участком и дворцом до 1917 г. После Октябрьской революции в 1918 г. последний владелец дворца, праправнук фельдмаршала Сергей Дмитриевич Шереметев, передал ключи от дома со всеми художественными коллекциями советским властям — отделу по охране памятников. Фонтанный дом был объявлен национальным достоянием, а С. Д. Шереметев стал хранителем этой сокровищницы.

Но уже спустя несколько лет устроенный здесь музей был ликвидирован, церковь разорена и уничтожена. Длительное время здание занимали различные учреждения и научные институты. А в 1990 г. оно было передано Санкт-Петербургскому государственному музею театрального и музыкального искусства.

Наб.  р.  Фонтанки, 34