Blue Flower

Шуваловский дворец в Санкт-Петербурге

Еще в начале 1740-х гг. четная сторона Большой перспективы (ныне Невский пр.) от реки Кривуши (позднее Екатерининский канал, а ныне канал Грибоедова) до реки Фонтанки застроена не была. Лиц, имевших там участки, обязали в течение пяти лет возвести каменные дома «на погребах в один или два апартамента (этажа)». За участками проложили новую улицу, где разрешалось строить деревянные флигели и службы. Сейчас эта улица называется Итальянской.

Владения графа Ивана Ивановича Шувалова только с западной стороны смыкались с городской застройкой. С трех других сторон участок примыкал к обширным усадьбам с великолепными дворцами и регулярными садами на берегах двух рек — Мойки и Фонтанки. Аничков дворец, Итальянский дворец и Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны составляли блестящее окружение Шуваловской усадьбы.

Постройка дворца для фаворита императрицы была заметным событием в жизни города. Первый историк и летописец Петербурга Андрей Богданов отмечал: «Позади Большой перспективы подле Аничкова моста в 1753 г. преславные палаты выстроены его сиятельства графа Ивана Ивановича Шувалова». Этот дворец, построенный архитектором С. И. Чевакинским в 1753-1754 гг., сейчас называют Домом на Итальянской. В те давние времена дворец вместе с парадным двором перед ним занимал большую территорию, ныне ограниченную Невским проспектом, Садовой, Малой Садовой и Итальянской улицами.

Здание дворца Чевакинский поставил по «красной линии» Итальянской улицы, а к Большой перспективе протянул обширный парадный двор с галереями-колоннадами по обеим сторонам. Колоннады на углах участка заканчивались павильонами-башенками, а в средней части прерывались флигелями, отличавшимися выразительным силуэтом и богатством фасадов.

Главный вход во дворец раньше находился со стороны Большой перспективы. Позже парадный двор исчез, эту территорию застроили, и сейчас главный вход располагается на Итальянской улице. Со стороны Летнего дворца Елизаветы Петровны дворец Шувалова окружала великолепная сквозная колоннада с небольшим павильоном в центре.

Современники высоко ценили барочную архитектуру этого дворца, сравнивая его лепку с алансонскими кружевами (Алан-сон — город во Франции, который в XVI-XVII вв. славился своей кружевной мануфактурой). Лепные украшения были выбелены и особенно изящно выглядели на голубом фоне стен.

Фасад оформлен тремя ризалитами — центральным и двумя боковыми. Особенно интересно выполнен центральный ризалит. Он представляет собой трехгранный выступ, декорированный полуколоннами и лучковым фронтоном. Центр фасада выделен дополнительным полуэтажом с окнами, дающими верхний свет для Большого зала.

В отличие от Шереметевского дворца, также построенного Чевакинским, в Шуваловском появились элементы, говорившие о зарождении в России нового стиля — классицизма. Это обработка рустом угловых выступов и простой рисунок наличников. У здания великолепные пропорции, все декоративные детали фасада отлично прорисованы.

Дворец Шувалова отличался изяществом и пышностью отделки, обилием резной позолоченной скульптуры. Основное внимание было обращено на декорацию центральной, выступавшей во двор части здания. Плоскости ее стен обработаны пилястрами композитного ордера. Капители украшены изящно вылепленными гирляндами цветов.

Разнообразны по очертанию формы оконных проемов с полуциркульными и лучковыми перемычками. Великолепно исполнены были львиные маски над окнами и входом в здание со стороны двора. Сейчас на этом фасаде сохранились только скромные остатки декора середины XVIII в. Среди них — женская маска в обрамлении из рокайлей и цветочных гирлянд над центральным окном бельэтажа.

Нижний этаж дворца, в соответствии с принципами архитектуры того времени, трактовался как цокольный — основание для второго, большего по высоте.

На втором этаже располагались парадные апартаменты с восьмиугольным залом и двумя анфиладами комнат в боковых крыльях. Одна из анфилад была обращена окнами на Итальянскую улицу, вторая — на парадный двор.

К осени 1754 г. все работы были завершены. В своем новом доме Шувалов дал блестящий бал. Роскошь праздника, изобилие стола, сервированного на 150 персон, были подробно описаны в «Санкт-Петербургских ведомостях». В Большом зале устроили танцы, в других помещениях — карточные и прочие игры. Через четыре месяца граф устроил в своем доме новый праздник, а еще через неделю во дворце состоялся маскарад, на котором присутствовало более семисот человек.

Дворец стал не только местом великолепных празднеств и приемов, но также и одним из очагов культурной жизни Петербурга того времени. Здесь бывали М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Я. Штелин и другие выдающиеся деятели науки и искусства. Всесторонне образованный, Шувалов лично знал крупнейших деятелей науки и искусства Западной Европы и переписывался с ними. А во дворце располагалась собранная графом богатая картинная галерея.

После смерти Елизаветы Петровны Шувалов в 1763 г. был вынужден уехать за границу, а дворец продать. Часть усадьбы со стороны Итальянской улицы была приобретена князем И. С. Барятинским.

Позднее, в 1773 г. владельцем дворца стал генерал-прокурор А. А. Вяземский. В одном из флигелей разместилась екатерининская «тайная экспедиция». В народе дворец стали называть «генерал-прокурорским домом».

При Вяземском в 1775-1776 гг. здание было частично реконструировано. Дворец расширили, пристроили к нему крыло, выходящее на Шуваловский переулок (ныне Малая Садовая ул.). Эти работы повлекли за собой переделку угловых башенок. Также были сломаны колоннады, стоявшие на границе участка.

Был переделан и фасад, выходящий на Итальянскую улицу. Он утратил свой пышный барочный декор. Здесь появились новые декоративные мотивы — филенки, украшенные лепными полотенцами, характерные для раннего классицизма. Вопрос о том, кто разработал проект реконструкции, остается открытым.

Лишь предположительно можно назвать архитектора И. Е. Старова, ставшего в 1770-х гг. наиболее известным зодчим Петербурга.

После смерти Вяземского дом был куплен в казну и в 1797 г. передан Департаменту уделов, затем Придворной конторе, а в 1801 г. сделан «особым на чин генерал-прокурора казенным домом». Позже здание перешло Министерству юстиции, которому принадлежало до 1917 г.

Неоднократная смена владельцев сопровождалась перестройками бывшего дворца Шувалова и возведением на участке новых корпусов и служб. Значительные изменения в интерьеры дворца внес в 1816-1819 гг. архитектор И. Минчаки. Дом полностью утратил характер городской усадьбы. Спустя еще тридцать лет архитектор Н. Е. Ефимов перестроил корпус, выходящий на Малую Садовую улицу.

Несмотря на многочисленные реконструкции, дворец продолжает оставаться одним из интереснейших памятников архитектуры XVIII в. Внутри здания сохранилась первоначальная отделка вестибюля. Это помещение с арками и крестовыми сводами украшено необычными низкими массивными пилонами, которые декорированы пучками низких колонн со своеобразными по рисунку капителями. Выше, в бельэтаже, расположен большой парадный Восьмиугольный зал. К сожалению, его первоначальная барочная отделка была полностью уничтожена во время многочисленных ремонтов.

С 1917 г. в национализированном дворце находились Дом санитарного просвещения и Городской музей здравоохранения.

Сейчас в здании размещаются Центр медицинской профилактики и Музей гигиены.

Итальянская ул., 25