Blue Flower

Шуваловский (Нарышкинский) дворец в Санкт-Петербурге

Участок набережной на месте будущего дворца пустовал до конца XVIII в. Строительство здесь началось только в 1790-х гг., когда земля стала принадлежать графам Воронцовым. На набережной был возведен двухэтажный дом с восьмиколонным портиком. По некоторым источникам, автором его проекта являлся Дж. Кваренги. Именно этот архитектор построил монументальное здание Екатерининского института на противоположном берегу Фонтанки. (Самое раннее изображение дворца относится к 1793 г. Это гравюра Б. Патерсена «Набережная Фонтанки у Аничкова дворца», хранящаяся в Государственном Эрмитаже.)

В 1799 г. усадьбу приобрел обер-егермейстер двора Дмитрий Львович Нарышкин. В начале 1820-х гг. к зданию пристроили новый корпус, в котором расположился ряд парадных помещений.

В 1820-1830-е гг. дворец прославился своими знаменитыми балами и концертами. Бальный зал (он же Танцевальный, Александровский, или Белоколонный) был одним из самых популярных мест в Санкт-Петербурге. Особой пышностью отличался бал 29 апреля 1834 г. в честь совершеннолетия наследника престола Александра Николаевича (будущего императора Александра II). По воспоминаниям современников, на ужине в тот день присутствовало 1200 человек. Во дворце на устраиваемых Нарышкиным балах и приемах часто бывали П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. С. Пушкин и другие писатели.

Нарышкины владели усадьбой до 1846 г., когда дочь владельца дома, Софья Львовна Нарышкина, вышла замуж за графа Петра Павловича Шувалова. По этому поводу был организован очередной грандиозный праздник. Дворец стал приданым невесты и получил название Шуваловский.

Здание подверглось еще одной, наиболее масштабной перестройке. Согласно желанию молодой графини Шуваловой, архитектор Бернар Симон реконструировал основной корпус и пристройки к нему. Архитектор Н. Е. Ефимов объединил отдельные корпуса и оформил фасады в духе итальянского ренессанса. Дворец приобрел свой нынешний облик.

Вместо сквозного проезда с Фонтанки были созданы парадный вестибюль и парадная мраморная лестница с колоннадой на втором этаже. С большим мастерством и вкусом Симон оформил Золотую, Синюю, Красную, Белую и Голубую гостиные, Рыцарский зал, Большой и Готический кабинеты.

В Золотой гостиной шатровый потолок украшен орнаментальной лепкой, дверные и оконные обрамления устроены из деревянных витых колонн.

Очень эффектно выглядит Колонный зал, декорированный мраморными колоннами коринфского ордера и скульптурными панно с изображением сцен Троянской войны. Живописцем-декоратором Дж. Б. Скотти выполнена монохромная роспись плафона.

Постепенно в залах дворца Шуваловы собрали коллекцию произведений живописи, скульптуры, фарфора, фаянса, стекла и резной кости.

Последней владелицей дворца была графиня Е. В. Шувалова, урожденная Барятинская. Во время революции она эмигрировала.

В 1918 г. дворец был национализирован. В 1919 г. в семнадцати его залах открылся Музей быта, который уже в 1923 г. прекратил свое существование. Собрание Шуваловых было передано Государственному Эрмитажу и другим музеям.

В последующие годы в здании поочередно размещались различные организации. Перед Великой Отечественной войной во дворце размещался Дом печати, а затем — Дом инженерно-технических работников имени В. М. Молотова.

В 1941 г. в здание попала бомба, разрушив перекрытие Колонного зала. Его реставрация началась в 1948 г. Многофигурный фриз и живописный плафон были полностью восстановлены.

После войны во дворце размещались различные проектные организации. В 1960 г. здесь начался очередной этап реставрационных работ. А с 1965 г. в здании находился Дом дружбы и мира с народами зарубежных стран.

С 1997 г. в Шуваловском дворце размещается Центр международного сотрудничества, который также устраивает конференции, выставки и семинары, посвященные укреплению деловых и культурных связей России с другими государствами.

Сейчас во дворце ведутся масштабные реставрационные работы.

Наб.  р.  Фонтанки, 21