Blue Flower

Строгановский дворец в Санкт-Петербурге

В сентябре 1742 г. барон С. Г. Строганов купил у портного Иоганна Неймана участок земли с недостроенным домом на пересечении Невской перспективы (ныне Невский пр.) и набережной реки Мойки. Строганов достроил этот дом и прожил в нем одиннадцать лет.

Вскоре было принято решение возвести на месте старого здания большой дворец. Разработка проекта была поручена архитектору Ф. Б. Растрелли. Зодчий даже поселился в доме Строганова. Обстоятельства заставили приступить к строительству дворца гораздо раньше, чем планировалось, — в ноябре 1753 г. старый дом был почти полностью уничтожен пожаром.

В это трудно поверить, но, согласно историческим документам, новый дворец для барона Строганова Растрелли построил в рекордно короткий строк — полтора месяца. Небывалые сроки обуславливались тем, что проект был полностью готов, Растрелли обладал потрясающей работоспособностью, в его распоряжении были отличные мастера, а главное — заказчик имел неограниченные средства.

При строительстве были частично использованы сохранившиеся после пожара стены и фундамент старого здания, а также находившиеся рядом на набережной реки Мойки остатки бывшего дома графа Разумовского.

Уже в декабре во дворце был устроен первый праздник по случаю дня рождения императрицы. Но полностью отделка дворца была завершена гораздо позже.

Строгановский дворец — одно из лучших творений архитектора. Здание отличается строгостью композиции и выдержанностью стиля. За минувшие два с половиной века его внешний облик почти не изменился, только из-за постоянного повышения уровня грунта цоколь кажется ниже.

Особенности участка обусловили план дворца из двух корпусов: фасад одного выходил на Невскую перспективу, второго — на берег Мойки. Поэтому оба фасада приобрели парадный вид.

Дворец представляет собой особняк городского типа с внутренним двором. В отличие от многих петербургских строений того времени, он сразу был связан не с садовым ансамблем, а с улицей. В плане дворец выглядит как неправильный четырехугольник. Оба его фасада расположены по «красной линии» Невского проспекта и набережной Мойки. Их цокольные этажи обработаны рустами. Бельэтаж и верхний полуэтаж объединены высокими тонкими колоннами. В обоих фасадах использована одна и та же форма наличников и полукруглых изгибов антаблемента.

Особенно эффектен главный фасад, выходящий на Невский проспект. Растрелли выделил его мощный полукруглый центральный ризалит группой сдвоенных приставных колонн. Колонны поддерживают лучковый фронтон с горельефом. На фронтоне поместили герб Строгановых.

Карнизы украшены рельефами и лепкой. Центральное окно обрамляет скульптурная декорация с кариатидами и картуша-ми. Под окнами бельэтажа — кованые железные решетки. На главном фасаде располагалась великолепная скульптура (четыре огромные статуи, олицетворявшие четыре части света). К сожалению, она не сохранилась до наших дней.

Чуть сдержаннее оформлен фасад дворца, обращенный на Мойку. Его центр выделен четырехколонным портиком и треугольным фронтоном. На фронтоне также помещено изображение фамильного герба. По сторонам проезда во внутренний двор колонны сгруппированы в пучки, а над аркой проезда расположена лепная львиная маска. В арке были установлены резные ворота, также с львиными масками, около них — декоративные чугунные тумбы. В XVIII в. такие же тумбы, соединенные цепями, отгораживали тротуар от проезжей части проспекта.

Первоначально входы в здание были устроены только со двора. Парадная лестница вела в помещения бельэтажа. С лестничной площадки двери открывались в Большой двусветный зал. Из пятидесяти помещений, созданных Растрелли в Строгановском дворце, сохранился только он. Это был единственный зал с хорами для оркестра. Его окна выходят на набережную реки Мойки. Его и по сей день украшает великолепный плафон работы одного из лучших живописцев-декораторов, работавших в России в XVIII в., Джузеппе Валериани. Стены зала оформлены превосходной лепкой по рисункам Растрелли.

Две анфилады дворца поражали современников своим великолепием. Каждый зал имел свое особенное убранство, дополненное произведениями прославленных живописцев. В одном из залов Строганов поместил портрет Ф. Б. Растрелли, написанный П. Ротари, как дань уважения и признательности выдающемуся архитектору.

Почти все растреллиевские интерьеры были изменены в конце XVIII в. во время больших работ по перестройке дворца.

С 1756 г. хозяином дворца стал сын Сергея Григорьевича Строганова, Александр Сергеевич. Это был высокообразованный меценат (богатый покровитель наук и искусств), президент Академии художеств (с 1800 г.), директор Публичной библиотеки, который принимал участие (в том числе и финансовое) в строительстве Казанского собора. Он пользовался расположением четырех монархов: Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I и Александра I. Щедрость графа была широко известна. В его доме бывали Г. Р. Державин, И. А. Крылов, Н. И. Гне-дич, Д. И. Фонвизин, Д. С. Бортнянский и другие видные деятели русского искусства второй половины XVIII — начала XIX в.

Когда А. С. Строганов был президентом Академии художеств, в нее принимали не только дворян, но даже талантливых крепостных, среди которых был зодчий А. Н. Воронихин.

В 1790-х гг. на смену стилю барокко пришел классицизм, и граф А. С. Строганов решил изменить интерьеры в своем дворце. Также причиной перестройки послужила необходимость в специальных комнатах для размещения коллекций минералов, картин и книг. В первую очередь для них и создавались парадные залы. Дворец подвергся частичной перестройке. Эта работа была поручена замечательному архитектору той поры Ф. И. Демерцову. В 1793 г. к участию в работе Строганов привлек и своего бывшего крепостного А. Н. Воронихина, будущего создателя Казанского собора и здания Горного института.

По проекту Демерцова на месте одноэтажных дворовых флигелей соорудили новые корпуса, их интерьеры оформили в духе классицизма. Самый известный из новых интерьеров Строгановского дворца — картинная галерея. Демерцову удалось создать удобный выставочный зал с направленным освещением. (Некоторые искусствоведы считают автором интерьеров галереи А. Н. Воронихина, но сам он никогда не приписывал себе авторства проекта.) Галерея расположена на втором этаже построенного флигеля, соединяющегося с главным корпусом. План и архитектурное оформление галереи решены строго, в полном соответствии с принципами классицизма. Вытянутое помещение разделено на три части двумя парами стройных ионических колонн. Пологий сводчатый потолок украшен многочисленными углублениями с лепными розетками. В галерее разместилась прекрасная коллекция картин, принадлежавшая Строгановым, — одно из лучших частных художественных собраний России. В коллекции были представлены произведения Боттичелли, Мартини, Бронзино, Тинторетто, Рембрандта, Ван Дейка, Рубенса, Буше, Лоррена, Пуссена, Греза и других мастеров живописи. Экспозиция была ежедневно открыта для посетителей.

К картинной галерее примыкает двухъярусный Минеральный кабинет, который расположен в построенном Растрелли здании. Верхняя часть кабинета была отделена от нижней кольцевыми балконами-хорами. Там, на хорах, стояли витрины с минералами — любимой коллекцией Строганова. Хоры перекрыл мастерски расписанный потолок, создающий полную иллюзию настоящего купола. В отделке Минерального кабинета Демерцов широко использовал скульптурные барельефы, орнаментальный декор, обработку искусственным мрамором. Одинаковая расстекловка шкафов, окон и дверей кабинета придавала его интерьеру легкость, воздушность, объединяла все элементы в единый, цельный, законченный образ. Благодаря этим выразительным приемам молодой зодчий достиг торжественности оформления, соответствующего общему характеру дворца.

В противоположном конце здания расположен Угловой зал, замыкающий анфиладу дворцовых покоев. Его стены прорезаны окнами, выходящими на Невский проспект и набережную реки Мойки. По всему периметру зала установлены ионические полуколонны. Убранство дополняет сложный орнамент потолка и роскошная лепка карниза, опоясывающего зал.

Необыкновенно тонко и деликатно соединяя приемы барокко и классицизма, Воронихин и Демерцов добились незабываемого впечатления от созданных ими интерьеров.

Следующие переделки в Строгановском дворце начались в 1793 г., когда сын Александра Сергеевича, Павел Александрович, женился на княжне Софье Голицыной. Отец отдал молодым корпус на набережной и задний дворовый флигель. Тогда был закрыт проход в картинную галерею, а в Угловом зале сделали столовую.

Дворец принадлежал Строгановым до 1917 г. После Октябрьской революции декретом за подписью Зиновьева и Луначарского Строгановский дворец был объявлен национальной собственностью и поступил в распоряжение Отдела имуществ Наркомата просвещения. Собранная Строгановыми большая коллекция живописи и других художественных ценностей была частично распродана, частично передана в Государственный Эрмитаж.

В 1918-1925 гг. часть дворца занимал Народный дом-музей быта. Другую часть помещений заселили правительственные чиновники и прочие служащие. Тогда же во дворце были размещены склады Государственного музейного фонда. В 1929 г. во дворце разместился Институт прикладной ботаники и новых культур, затем Наркомат судостроительной промышленности, потом предприятие «Электромортрест». Все это пагубно отразилось на состоянии интерьеров.

Сильно пострадал дворец и во время Великой Отечественной войны. В его дворе взорвался снаряд, причинив зданию большие повреждения.

В 1988 г. городские власти приняли решение о восстановлении дворца и передаче его Русскому музею. С 1991 г. во дворце ведутся реставрационные работы.

Невский пр., 17