Blue Flower

Таврический дворец

Во времена царствования Екатерины II дворцы знати возводили преимущественно в центре города, на основных столичных улицах и проспектах. Дворец для генерал-фельдмаршала светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического также вначале предполагалось построить в центре, на Невской перспективе, в восточной части Итальянского сада, который простирался от реки Фонтанки до Лиговского канала. Но принят был другой вариант. Выбор пал на еще незастроенную территорию на набережной Невы, неподалеку от казарм Конногвардейского полка. Раньше на этом участке находился только небольшой деревянный дом со службами.

Строительство дворца велось с 1782 по 1790 г. под руководством архитектора И. Е. Старова. Новое здание долгое время называли Конногвардейским домом (только после смерти князя оно было переименовано в Таврический дворец).

Архитектура Таврического дворца отмечена удивительной гармонией решения фасадов. Его внешний облик почти без изменений сохранился до наших дней. В плане здание похоже на растянутую букву П, раскрытую к Неве. Протяженность его главного фасада — 260 м, поэтому при высоте 12 м оно кажется низким. При постройке дворца была применена традиционная для Петербурга того времени усадебная схема: главный корпус и крылья, соединенные галереями, охватывают большой парадный двор. Средняя часть главного фасада подчеркнута шестиколонным дорическим портиком, увенчанным треугольным фронтоном. Возвышающийся над ним купол придает этой части дворца монументальность и торжественность. Боковые корпуса соединяет узорная ограда на высоком гранитном цоколе, созданная архитектором Ф. Волковым уже после окончания строительства здания. По сторонам ее главных ворот расположены пилоны-сторожки.

Садовый фасад главного корпуса более сложный. В его центре возвышается полуротонда с круглым балконом. Ранее в центре ротонды была установлена беломраморная статуя «Екатерина II — законодательница». Парковые фасады боковых корпусов оформлены портиками с ионическими колоннами. Выступающая вперед апсида Большой галереи прорезана полуциркульными окнами. Над ними расположены круглые окна без наличников.

Главный корпус с двухэтажными боковыми корпусами, сильно выступающими вперед и замыкающими курдонёр, объединяют одноэтажные галереи. Они украшены четырехколонными портиками дорического ордера, которые завершаются треугольными фронтонами. Боковые корпуса служат своего рода торжественными пропилеями дворца.

Творение Старова, прозванное «пантеоном афинским», вызывало восхищение современников. Поэт Г. Р. Державин писал, что главное достоинство этого дворца — «древний изящный вкус, он прост и величествен». Таврический дворец оказал огромное влияние на русское зодчество конца XVIII — начала XIX в. Не было губернии, где не появился бы помещичий дом, напоминавший старовский прототип с белыми колоннами на фасаде.

Перед дворцом была устроена небольшая гавань, соединенная каналом с Невой. К ее гранитной пристани подходили прогулочные суда.

За дворцом расположен прекрасный пейзажный сад площадью 300 га. Его создатель, английский садовый мастер В. Гульд проявил немалую изобретательность, чтобы разнообразить плоский рельеф участка. Здесь соорудили искусственные холмы, вырыли пруды и каналы, построили мосты. В ансамбль Таврического сада входили теплицы, оранжереи, павильон «Адмиралтейство» (не сохранился), дом садовника и мосты через протоки между прудами. На большом пруду был устроен островок с насыпным холмом, на который можно было попасть по двум мостам. Автором одного из них был знаменитый русский изобретатель Иван Кулибин. При строительстве был использован проект моста, который Кулибин предлагал соорудить через Неву на Васильевский остров.

Из множества садовых построек до наших дней сохранился дом садовника, возведенный для В. Гульда. Этот миниатюрный ансамбль включает главный двухэтажный корпус, расположенный в глубине сада, и два симметричных одноэтажных флигеля, выдвинутых вперед. Флигели увенчаны невысокими башнями с куполами. Главный фасад дома с четырехколонным портиком дорического ордера перекликается с архитектурой боковых флигелей дворца.

Анфилада парадных интерьеров в главном корпусе построена на контрастах. Залы величавы и торжественны, они различаются по форме и размерам: одноэтажный квадратный вестибюль, восьмигранный Купольный зал огромной высоты, вытянутая Большая галерея, которая по высоте занимает два этажа.

Центральный вход, ведущий в вестибюль, украшен яшмой и гранитом.

В Купольном зале по обеим сторонам сделаны сквозные арочные проемы с четырьмя колоннами и хорами, они соединяют зал с вестибюлем и Большой галереей. Свод Купольного зала декорирован уменьшающимися кверху кессонами. Это визуально удлиняет подкупольное пространство. В центре купола — многоярусная хрустальная люстра. Она придает залу особенно нарядный вид. Купольный зал также украшен колоннадой и великолепной росписью.

Парадные помещения вокруг Купольного зала частично сохранили свою художественную отделку. Это Картинный (Танцевальный) зал, Гобеленовая гостиная, Диванная, Китайский зал. До наших дней дошли полихромная роспись стен и плафонов этих помещений, их камины и фигурные печи.

Стены Диванной комнаты украшали уникальные гравюры. В этом помещении, предназначенном для отдыха и бесед, все было в малиновых тонах — от отделки стен до обивки мебели. Главной достопримечательностью был диван. Он располагался в части комнаты, приподнятой на одну ступень и огороженной балюстрадой.

Большая галерея (Екатерининский, или Колонный, зал) длиной 74 м была главной во дворце. Ее освещали 56 люстр. Главным украшением зала была череда стройных ионических колонн.

Весь дворец был богато и со вкусом обставлен. Его украшали многочисленные ковры, зеркала, мебель, люстры, различные бронзовые и мраморные предметы, вазы из малахита и яшмы и многое другое. Сейчас в Эрмитаже находится знаменитое бюро с цилиндрической крышкой, инкрустированное несколькими породами дерева. Потемкин приобрел его у известного немецкого мастера декоративного искусства Давида Рентгена специально для Таврического дворца.

3 апреля 1791 г. в Конногвардейском доме был устроен грандиозный праздник в честь взятия русскими войсками крепости Измаил. Тогда во дворце пировали и веселились три тысячи гостей.

В том же году князь Потемкин принял решение о перестройке Таврического дворца. Проект составлял архитектор Ф. И. Волков. Предполагалось изменить садовую часть главного корпуса. Апсиды Большой галереи должны были превратиться в вестибюль, для того чтобы в галерею можно было проходить из парка. На месте зимнего сада намечалось устроить квадратный Греческий зал, освещавшийся верхним светом, и картинную галерею, в которую бы вели два входа из Большой галереи. Проект был отклонен императрицей.

Через несколько месяцев князь Потемкин умер. Однако работы, связанные с Таврическим дворцом, в котором любила жить сама императрица Екатерина, продолжались.

В 1790-х гг. вокруг ансамбля Таврического дворца стали появляться новые улицы. Территорию сада с севера ограничивала Воскресенская (ныне Шпалерная) улица, которую продолжили до площади перед Смольным собором. Таврическая и Артиллерийская Поперечная (ныне Потемкинская) улицы определили восточную и западную границы участка, а южная вплотную подходила к казармам Преображенского полка и отделялась от них 4-й Артиллерийской линией (ныне Кирочная ул.).

После смерти Потемкина дворцом фактически владела Екатерина II, она очень любила бывать здесь. Этого было достаточно для того, чтобы вступивший после нее на престол Павел I возненавидел дворец. В его царствование творение Старова едва не подверглось полному разрушению.

В 1799 г. по указу императора Павла I здание дворца было передано под казармы Конногвардейского полка. Знаменитая Большая галерея, которая считалась одним из величайших архитектурных шедевров не только в России, но и в Европе, была отведена под конюшни полка. Купольный зал превратили в манеж. Был полностью уничтожен зимний сад.

Имущество дворца — мраморные камины, зеркала, паркет и другие предметы убранства — было перевезено в Михайловский замок.

В 1802 г. в правление Александра I дворец вновь стал императорской резиденцией. Было принято решение о его восстановлении. Ремонтными работами руководил архитектор Л. Руска. При этом интерьеры здания подверглись значительным изменениям. Полы были подняты на 60 см, чтобы предотвратить их гниение. Из-за этого изменились пропорции колонн Купольного и Екатерининского залов. Руска сделал для них новые базы. Изменил он и характер капителей: волюты усложнились дополнительными спиральными линиями, были отделаны желобками и валиками. Парадные залы и помещения в западном и восточном крыльях дворца расписали заново. Вернувшийся из Англии Гульд восстановил зимний сад.

Находившийся в левом крыле дворца Концертный зал Руска перестроил в театр, отличавшийся сложностью, несимметричностью композиции и такими же большими размерами, как и Купольный зал. Театр был практически круглым. В северной части его зала располагался амфитеатр, на верхней площадке которого возвышалась полуциркульная колоннада. В южной части зала размещались хоры для оркестра. На них стояло 70 больших разноцветных урн-светильников.

В 1819 г. по проекту знаменитого архитектора К. И. Росси были заново исполнены росписи в Большой галерее, Купольном зале и других помещениях. Их автором стал Дж. Б. Скотти — один из видных художников-декораторов начала XIX в. Он же расписал купол и создал два панно на сюжеты из «Илиады» Гомера.

До середины XIX в. с правого берега Невы открывалась великолепная панорама с видом на Таврический дворец. Но позже гавань у дворца засыпали, а берег выпрямили. В 1858-1862 гг. на левом берегу Невы была построена Центральная городская водопроводная станция. Для нее на месте бывшей гавани возвели массивную башню. Дворец и парк оказались отрезанными от Невы, архитектурный ансамбль был нарушен.

В 1890-е гг. в центральной части дворца размещалась Дирекция императорских театров. С 1898 г. некоторые помещения использовали как выставочные залы.

Дворец был императорской резиденцией вплоть до 1900 г., когда его залы были приспособлены для размещения Государственной Думы. Снова был уничтожен зимний сад — его превратили в зал заседаний. Открытая колоннада между зимним садом и Большой галереей была заложена кирпичом. В помещении театра сделали библиотеку. Тогда же к дворцу был пристроен Министерский павильон. До июля 1917 г. в здании располагалось Временное правительство.

В 1930-х гг. во дворце размещался Всесоюзный сельскохозяйственный коммунистический университет. После Великой Отечественной войны до 1990 г. здесь работала Ленинградская высшая партийная школа.

Из-за многочисленных переделок внутренние помещения, оформленные по проекту Старова, до наших дней практически не сохранились. Однако фасады дворца остались почти неизменными, в основном благодаря реставраторам. Капитальные работы были проведены в 1935 г., когда деревянное перекрытие над Купольным залом заменили железобетонным. Много труда было вложено и в восстановление дворца после войны 1941-1945 гг. Реставрационные работы ведутся в нем и по сей день.

Шпалерная ул., 47