Blue Flower

Путевой дворец Петра I

Западнее территории Константиновского парка, почти против насыпной дамбы и бывшей гавани, находится самая ранняя постройка в Стрельне, сохранившаяся до наших дней с петровских времен, — Путевой деревянный дворец Петра I. Деревянный дворец лишь немного моложе легендарного домика Петра I, сохранившегося на Петровской набережной Санкт-Петербурга.

Это желто-белое деревянное здание с треугольным фронтоном типичной для петровского времени архитектуры стоит неподалеку от Финского залива, на холме, окруженном оврагами. Достаточно скромное как по размерам, так и по убранству здание предназначалось для остановок императора во время его постоянных поездок из Петербурга в строящийся Кронштадт, а затем и в Петергоф. Центральная его часть двухэтажная, а боковые — одноэтажные.

Дворец, срубленный из крепких бревен и обшитый тесом, вытянут вдоль прибрежного уступа и обращен своими фасадами к заливу и в сторону шоссе. Южный фасад оформлен сдержанно, но выразительно, окна с фигурными наличниками имеют характерную для XVIII в. мелкую расстекловку, углы здания подчеркнуты рустом, карниз первого этажа окаймляет резная деревянная балюстрада с декоративными вазами. Своим более нарядным северным фасадом он обращен к морю. С этой стороны средняя часть здания подчеркнута выступающим балконом, который поддерживает шестиколонный портик.

Строительство Путевого дворца началось в начале 1710-х годов, в преддверии работ по созданию большого ансамбля. Автор первоначального проекта здания неизвестен. К 1716 г. оно было уже сооружено, а в 1719—1720 годах перестроено по указу царя — к жилым покоям дворца с востока пристроили мыльню со светлицей, над ним надстроили мезонин, окрасили стены и кровлю, заново отделали внутренние помещения.

Неподалеку от дворца располагались пруд, Фруктовый сад с оранжереями и огород с медоносными растениями. Даже пасека была заведена Петром I с целью доказать, что пчел можно разводить в условиях северного климата. После смерти царя пчельник был заброшен и впоследствии уничтожен.

Невдалеке от дворца росла старая липа, в кроне которой была устроена беседка. В нее поднимались по винтовой лестнице, огибавшей ствол дерева. В беседке царь пил чай и любовался морем.

Петровский ансамбль включал в себя также деревянную Спасо-Преоб-раженскую церковь. В ней хранились серебряные литавры, взятые у шведов под Полтавой, шведский колокол из крепости Копорье и другие реликвии петровского времени. Позднее здесь венчалась с генералом П. П. Ланским, чей лейб-гвардии Конный полк был расквартирован в Стрельне, вдова А. С. Пушкина Наталья Николаевна. На крестинах их первенца в этом же храме присутствовал Николай I. В наши дни место сгоревшей во время Великой Отечественной войны церкви отмечает памятный крест.

Преемники Петра I использовали деревянный дворец для непродолжительных остановок во время переездов из Санкт-Петербурга в Петергоф. Так, в камер-фурьерском журнале за 1750 г. имеется запись о том, что 28 августа императрица Елизавета Петровна по пути из Петергофа в Стрельнинском новом деревянном дворце обеденное кушанье имела», а при ее отъезде «в том Стрельнинском дворце происходила пушечная пальба». Поэтому о Путевом дворце продолжали заботиться и после смерти Петра, несколько раз он ремонтировался. Так, в 1750 г. под руководством Ф.-Б. Растрелли дворец был разобран и фундаментально реставрирован: удалены нарушавшие симметрию здания пристройки, возобновлена внутренняя отделка. В ходе восстановительных работ к дворцу был пристроен портик, поддерживающий балкон с северной стороны.

Одновременно перед домом со стороны залива был разбит небольшой террасный сад — вертюгартен с двумя фонтанами в каменных бассейнах. В центре двенадцатигранных бассейнов находились горки из туфа, из которых вырывались по три водяных струи. Вода к фонтанам поступала самотеком по деревянным трубам из пруда. С течением времени трубы стали ветхими, что привело к известному в истории Стрельны курьезу. Когда в мае 1762 г. Петр III с многочисленной свитой по пути в Ораниенбаум остановился на отдых в Путевом дворце и захотел запустить фонтаны, в деревянных трубах «произошла от гнилости их великая течь», и фонтаны «осрамили» императорское величество. Впоследствии фонтаны так и не были отремонтированы.

При Екатерине II, в 1786 г. дворец передали в военное ведомство, и в нем разместился госпиталь, переведенный с Выборгской стороны Петербурга. Вся местность, прилегающая к госпиталю, получила название Больничная горка. В Стрельнинском госпитале после окончания войны с Наполеоном находились на излечении многие раненные в сражениях воины.

В это время уход за дворцом и окружающими его садами был ослаблен. Только в 1834—1840 годах обветшавший дворец фактически заново возвел X. Мейер. Он обновил стены, а гонтовую кровлю из деревянной дранки заменил листовым железом. При этом архитектор постарался максимально возможно сохранить архитектурный облик здания. К тому времени уже почти не осталось следов сада перед дворцом, а сама местность слилась с парком, раскинувшимся в западной части мызы.

До самой Великой Отечественной войны дворец простоял в неизменном виде, в нем находился приемный покой больницы. В годы войны здание сильно пострадало, но его стены чудом уцелели. В конце 1951 г. началась его реставрация. В архивах удалось найти поэтажные планы дворца и чертеж его фасада, выполненный архитектором С.Волковым, учеником Ф.-Б. Растрелли, датированный 1749 г. Эти ценнейшие документы помогли архитектору Н.М. Ус-твольской реставрировать уникальный памятник архитектуры. По окончании реставрации здания в 1952 г. в нем разместился детский сад.

Дворец находится под охраной государства как один из редчайших памятников русской архитектуры начала XVIII в. В 1987 г. деревянный дворец Петра I с прилегающей к нему территорией был передан Государственному музею-заповеднику «Петергоф», и здесь начались новые восстановительные работы, которые были завершены в 1999 г. На основе сохранившихся архивных материалов были воссозданы интерьеры дворца, где разместилась музейная экспозиция. Восстановлены партеры с восточной и западной стороны, представляющие собой цветники, выполненные во французском регулярном стиле, и фонтаны, созданные по проекту Ф.-Б. Растрелли. Сейчас в Путевом дворце работает небольшой, но очень интересный музей.

Музейная экспозиция Путевого дворца

Дорожная. В этой скромной комнате, оклеенной бумажными обоями, путешествовавшие Петергофской дорогой русские цари и царицы оставляли свой багаж. Об этом напоминает выставленная здесь сейчас уникальная вещь — большой походный сундук императора Александра III. В нем компактно помещалось множество необходимых в дорожном быту вещей: походная кровать с матрасом и подушкой, столик с двумя складными стульями, белье, посуда, керосинка, подсвечники, умывальный прибор, разные хозяйственные и письменные принадлежности.

Фортунный покой. Угловая комната, носящая старинное название «Фор-тунный покой» (фортункой в России назвали настольную рулетку), предназначалась для игр и проведения досуга. На столиках здесь представлены игры, которыми увлекались при русском дворе XVIII—XIX веков: старинные шахматы, шашки, бирюльки, рулетка, карты. Известно, к примеру, что Петр I любил проводить свободное время за шахматной доской, его дочь Елизавета, портрет которой украшает комнату, предпочитала карты. Здесь также находится «Портрет шута Балакирева» неизвестного художника XVIII в.

Столовая. Самое большое помещение первого этажа. Когда императоры, приез жая в Стрельну на охоту или прогулку, не надолго останавливались во дворце, то они обедали здесь со своей свитой. При Петре I это помещение играло роль парадного зала — при нем главный вход в здание был с северной стороны, в то время гости поднимались по парадной парковой лестнице мимо сада с двумя фонтанами и входили во дворец через центральную застекленную дверь столовой. Тогда большую часть столовой занимала кухня с плитой «на голландский манер». В середине XVIII в. столовая была перестроена Ф.-Б. Растрелли. Теперь ее делит на две части мощная арка, перекинутая с восточной стены на западную.

На обеденном столе в центре зала стоит фарфоровый чайный сервиз на 6 персон, выполненный в 1750-х годах на Королевской мануфактуре в Майсене. Его украшает надглазурная полихромная роспись в стиле рококо, изображающая дам и кавалеров на фоне пейзажа. Вдоль стен расставлена удобная мягкая мебель английской работы XVIII в. Стены, обитые малиновым шелком, украшены картинами.

Гардеробная. Помещение, оклеенное синими обоями без рисунка, предназначалось для хранения одежды, поэтому здесь можно увидеть два немецких шкафа середины XVIII в. Тут же находится украшенный интарсией дубовый стол на точеных ножках, выполненный в России в 1720-х годах, над которым висит старинное зеркало в резной золоченой раме.

В этом интерьере воссоздана печь, украшенная кобальтовыми изразцами. Здесь также имеются живописные полотна и произведения декоративно-прикладного искусства, в частности, вызывает интерес необычное ракушечное панно-картина «Пастушка», выполненное в Германии в 1770-х годах. Гардеробную украшают также блюда дельфтского фаянса и изделия китайского фарфора XVIII в.

Спальня. В спальне, расположенной в центре восточной анфилады дворца, Петр I не только отдыхал, но и работал и принимал гостей. Зеленые бумажные обои, которыми декорированы стены, прекрасно гармонируют с обитой темно-зеленой шерстяной тканью кроватью с балдахином. Рядом — две металлические грелки-жаровни, которые наполняли горячим углем.

Убранство этого помещения носит мемориальный характер. В витрине представлен повседневный костюм Петра I, в старинном шкафу-бюро красного дерева выставлены книги петровского времени, янтарные шкатулки XVIII в., медный шандал, принадлежавший царю-реформатору. Уникальным экспонатом является пагода — расписанная яркими эмалями ритуальная фигурка китайца, изготовленная на Майсенской мануфактуре в 1722 г.

Проходная. Небольшое помещение, соединяющее спальню с гостиной, украшено живописью. Здесь находятся два голландских пейзажа и одна из лучших картин из дворцовой коллекции «Мальчик с жаровней» последователя Рембрандта немецкого художника И. К. Зеекатца.

Гостиная. Светлая угловая комната, расположенная на стыке южной и западной анфилад дворца, свидетельствует о стремлении хозяина к комфортабельному пребыванию в доме. Здесь можно было удобно отдохнуть в креслах с мягкими сиденьями и спинками, выпить кофе за круглым столом, на котором и сейчас стоит украшенный цветочной росписью фарфоровый сервиз на одну персону. Для обогрева помещения служила изразцовая печь. Напольные часы, сделанные в Амстердаме в 1730-х годах известным мастером В. Костером, отмечают числа, месяцы, дни недели и фазы Луны. Стены гостиной украшены картинами.

Кабинет. Комната отделанная полосатыми желто-белыми обоями — последнее помещение первого этажа. На его стенах много гравюр, изображающих европейских монархов — предшественников и современников Петра I. Здесь же — редкий прижизненный живописный портрет самого российского монарха кисти неизвестного художника и бронзовый барельеф с его же портретом, выполненный Б.-К Растрелли. Под барельефом — бронзовая копия слепка с оттиском руки царя, сделанная на заводе братьев Миловановых.

Кабинет предназначался для занятий царя, чтения газет и книг, деловых приемов, встреч, дружеских бесед. Здесь находится бюро с откидной доской, дубовое кресло, голландские резные стулья. Особое внимание привлекает фанерованный черным деревом кабинет с инкрустацией из кости и черепахи.

Зал. На втором этаже расположена комната, предназначавшаяся для торжественных приемов, обедов, балов и других церемоний. Это самое большое помещение дворца, его площадь составляет 85 кв. м. При Петре I здесь находилась коллекция карт уездов России с видами русских городов. После смерти царя убранство зала неоднократно менялось. Сейчас его стены украшены картинам западноевропейских мастеров, среди которых можно отметить батальные полотна немецкого художника Г. Ф. Ругендаса, картину «Лот с дочерьми» неизвестного итальянского автора XVII в., «Святое семейство» неизвестного фламандского живописца XVII в.

Здесь же стоят две бронзовые скульптурные группы «Аполлон и Дафна» (скульптор Д. Фоджини, 1720-е годы) и «Вертумн и Помона» (Р. Де Лоррен, 1704 г.). В зале собрана коллекция китайских и японских фарфоровых ваз XVIII—XIX веков. На ломберных столиках у стен расставлены майсенские фарфоровые статуэтки.

С юга к залу примыкает светлая лестничная площадка, а с северной стороны находится балкон, откуда открывается вид на уютный сад с двумя фонтанами.

Вокруг Путевого дворца

Созданный Петром I Путевой дворец был смысловым центром и организующим звеном целого ансамбля. Он был окружен садами со скотными дворами и конюшнями, рыбными прудами, теплицами и оранжереями. Значительную часть территории занимал Верхний, или Фруктовый, саде плодовыми деревьями.

Во второй половине 1730-х годов в русле реки Стрелки, за плотиной Большого пруда, напротив петровского дворца и Спасо-Преображенской церкви был создан Карпиев пруд, и Фруктовый сад постепенно заполнил все пространство между основанием холма и берегом пруда. В документе середины 1730-х годов о данном комплексе сказано: «...От плотины до проезжей дороги разными плодовитыми деревьями разведен немалый сад и для всяких овощей имеется в том саду деревянная оранжерея». Согласно сохранившимся описям растений, здесь выращивали арбузы, дыни, персики, сливы, вишню, малину и другие плодовые культуры. Тут же находился пчельник, а прилегающая к нему территория была засеяна медоносными травами. Все это разнообразное хозяйство служило царскому двору. Рядом находились подсобные строения и слобода садовников.

Важным элементом и связующим звеном между ансамблем дворца Петра I, Нижним и Английским садами служил Цветной сад (в XVIII в. он также назывался Подлипским из-за стоявшей здесь легендарной большой липы, в ветвях которой Петр I устроил свою беседку). В середине XVIII в. под руководством садового мистера Д. Фока пейзажная планировка Подлипского сада была заменена на регулярную, а в Верхнем саду построили новые теплицы и парники. В начале XIX в., одновременно с восстановлением пришедших к тому времени в упадок оранжерей, сад был превращен в пейзажный английский, украшен цветниками, прудами и каскадами.

В результате восстановительной работы в середине XIX в. овощи и фрукты, выращиваемые в стрельнинских садах и оранжереях, удовлетворяли не только потребности владельцев великокняжеской резиденции, но поступали и в свободную продажу. Объявления об этом Стрельнинское дворцовое правление не раз публиковало в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Таким образом можно было приобрести стрельнинские яблоки, вишню, малину, смородину, крыжовник, клубнику и землянику.

Один из лучших садово-огородных комплексов в окрестностях столицы функционировал до революции, после чего большая часть оранжерей была разрушена, пострадали и сами сады.

В настоящее время воссоздан огород, располагавшийся в южной низине и ранее доходивший до первого Карпиева пруда. Здесь снова, как и в петровские времена, выращивают традиционные русские овощи и зелень: капусту, репу, редьку, морковь, свеклу, лук, чеснок, щавель, хрен, укроп, сельдерей. Растут здесь и культуры, завезенные царем-реформатором из Европы: картофель, салат-латук, редис, артишоки. Кроме того, выращиваются кабачки, патиссоны, тыквы, помидоры.

Одной из особенностей огорода, созданного при Петре I, было наличие пряных и лекарственных растений, выращиваемых на одной грядке. Эта традиция идет из Голландии, а потому получила в России XVIII в. название «Огород на голландский вкус». Сейчас здесь восстановлен подобный огород, где растут как ароматические культуры (мята, майоран, мелисса, тмин, тимьян, базилик и др.), так и лекарственные растения (валериана, пустырник, зверобой, тысячелистник, подорожник, череда, шалфей).

На территории дворцово-паркового ансамбля дворца Петра I в Стрельне проводятся тематические экскурсии по возрожденному царскому огороду.

Западнее усадьбы Путевого дворца прорыт ведущий к заливу Портовый канал. Это почти 400-метровый участок извилистой речки Стрелки, берега которой выпрямили и укрепили гранитом. Живописный водопад на канале шумными струями устремляется в залив.

На западном берегу канала в XVIII в. сформировалась Стрельнинская слобода, где жили садовники и дворцовые служители. Сейчас это Пристанская улица. Она начала энергично застраиваться во второй половине XIX в.

В начале XX в. на самом берегу канала по проекту архитектора Д. Д. Зайцева была возведена сохранившаяся поныне маленькая белокаменная часовня Николая Чудотворца с синим куполом. Она отреставрирована и вновь освящена в 1995 г. после долгого перерыва. Близ Пристанской улицы, на побережье, находится стрельнинское кладбище, существующее с XVIII в. На берегу залива расположены строения, принадлежащие стрельнинскому яхт-клубу.

От Путевого дворца к морю шла прямая дорога (нынешняя Портовая улица), вдоль которой располагалась территория так называемой Новострельнинской (Рыбачьей) слободы. Она начала формироваться в середине XVIII в., когда здесь поселились работники расположенных поблизости мельниц, а затем и рыбаки. К концу XIX в. слобода значительно разрослась, здесь появились и несколько богатых дач (семейств Петровых, Треки, Стенбок-Фермор и др.). Эти дачи до наших дней не сохранились. В советское время большая часть Новострельнинской слободы была занята корпусами профилактория Кировского завода.

Направляясь вдоль канала в сторону шоссе, можно выйти к берегу Орловского (Заводского) пруда. Он образовался еще в петровское время, когда река Стрелка была перекрыта плотиной. Пруд предполагали сделать основным резервуаром для действия будущих фонтанов у Большого дворца, к которым вода должна была поступать самотеком, но, ввиду незначительной разницы в уровнях, замысел этот не увенчался успехом. В XVIII в. его называли Заводским, так как на его восточном берегу находились кирпичные заводы.