Blue Flower

Оранжерейный сад

К Оранжерейному саду от Большого дворца ведет двойной пандус, устроенный на склоне естественного уступа. С севера он охвачен полукруглым фасадом Большой Оранжереи, построенной в 1722—1725 годах под руководством архитекторов И. Браунштейна и М. Г. Земцова. Оранжерея была выстроена по образцу версальской, где температура никогда не опускалась ниже 5—7 градусов по Цельсию. Здесь выращивались и хранились в зимнее время теплолюбивые экзотические растения, которые летом расставлялись в кадках и вазах во дворцах и в парке. Большие окна обеспечивали максимальное солнечное освещение, а обогревалась Оранжерея, как и любая другая постройка того времени, дровяными печами.

Сооруженное в стиле дворцово-парковых построек XVIII в., хозяйственное здание с высокими окнами полуциркульной формы и балюстрадой, украшенной вазами, не нарушало художественную целостность парадного вида парка. Главный фасад Оранжереи обращен к небольшому яблоневому саду, ограждая его от холодных ветров с залива. Такие участки хозяйственно-практического назначения, где выращивали фрукты, овощи и цветы для царского обихода, продолжали традиции московского садоводства XVII в. В Оранжерейном садике также располагались огородные грядки и клумбы для выращивания цветов, используемых затем в цветниках. Этот садик служил своеобразным «выставочным залом» под открытым небом и опытной площадкой для проведения экспериментов по акклиматизации новых растений перед высадкой их в цветники.

В годы войны здание Оранжереи было сожжено немцами. В 1954 г. его восстановили по проекту архитектора В. Савкова, использовавшего для воссоздания фасада сохранившийся чертеж первой четверти XVIII в.

В центре Оранжерейного сада, на пересечении аллей, находится фонтан «Оранжерейный» (или «Тритон»), созданный по проекту Т.Усова в 1726 г. Наличие фонтана в этой части парка диктовалось не только эстетическими, но и хозяйственными соображениями: садоводам здесь необходим был бассейн, из которого они могли бы пользоваться водой для поливки деревьев и цветов в саду. Первоначально бассейн имел сложное шестнадцатигранное очертание, затем его упростили и заменили круглым.

Фонтан украшен динамичной скульптурной группой «Тритон, разрывающий пасть морскому чудовищу». Водяное чудовище вцепилось когтями в бедро Тритона. Мощным усилием повелитель волн разрывает его зубастую пасть, из которой вырывается восьмиметровый столб воды. От места схватки в страхе разбегаются четыре бронзовых черепахи, из ртов которых тоже бьют невысокие клокочущие струи воды. Эта скульптурная группа, так же как и Самсон, аллегорически прославляет победу России в Северной войне. В XVIII в. в образе Тритона видели молодой русский флот, нанесший решительное поражение шведской эскадре при Гангуте 27 июля 1714 г. Скульптурная группа, которая первоначально называлась «Сатир со змеей», была отлита из свинца по модели Б. К. Растрелли. Строительство фонтанного трубопровода осуществлял П. Суалем.

Через 150 лет обветшавшее свинцовое скульптурное украшение фонтана заменили новой группой, отлитой гальванопластическим образом по рисунку Д. Иенсена в Берлине. Хотя рисунок был сделан по старой скульптуре, берлинские мастера значительно отошли от оригинала.

В годы войны скульптурная группа была похищена. При воссоздании убранства фонтана за основу был взят сохранившийся рисунок первоначальной скульптуры Б.-К. Растрелли. Используя этот графический материал, в 1956 г. скульптор А. Ф. Гуржий воссоздал все фигуры, которые по его модели были отлиты в бронзе. Черепахи были восстановлены по фотографиям с сохранявшихся до самой войны свинцовых подлинников.