Blue Flower

Музей-павильон "Западный вольер"

По сторонам Менажерейного пруда привлекают внимание два небольших павильона-вольера. Они предназначались для размещения медных золоченых клеток с птицами: канарейками, соловьями, цветистыми попугаями и экзотическими колибри.

Если в облике Менажерейного пруда с фонтаном «Солнце» черты петровского времени слиты с более поздними, то вольеры сохранили свой первозданный облик. Эти маленькие дворцы для декоративных птиц, чудом уцелевшие в годы войны,— уникальные памятники деревянного зодчества первой четверти XVIII в. Вольеры были сооружены архитектором И. Браунштейном, вероятно по проекту Н. Микетти в 1721 — 1722 годах.

Вольеры представляют собой вытянутые в плане двенадцатигранные беседки, увенчанные куполами и световыми фонариками. Стены вольеров почти полностью заняты широкими, мелко застекленными полуциркульными окнами. Эти окна придают павильону изящество и легкость. Облицовка Вольера состоит из полос серого губчатого туфа, раковин и раскрашенных керамических кружков — они заменяли цветные морские раковины, которые, видимо, не смогли доставить в нужном количестве.

Один из вольеров — Восточный — несколько раз подвергался переделке и вследствие этого утратил свое историко-художественное значение. Другой — Западный — дошел до нас без изменений и является уникальным образцом садово-парковой архитектуры своего времени. Он сохранил свой первозданный облик, чудом уцелев в буре минувшей войны. Внутри Вольера сохранилась даже декоративная темперная роспись на тему мифа о Диане и Актеоне, исполненная в первой половине XVIII в. художником Л. Каравак-ком. Правда, большая часть стекол была выбита, исчезли деревянные рамы, а также раскрашенные раковины и туфовый камень облицовки. Западный Вольер бы реставрирован в 1960 г. До Восточного очередь дошла только в 2005 г.

Сейчас традиция содержания в вольерах птиц восстановлена, и посетителям парка доступно теперь то, что видели и слышали здесь, например, гости императрицы Елизаветы Петровны в середине XVIII в. В клетках, изготовленных по старинным гравюрам, вновь живут заморские птицы, которых принято было разводить триста лет назад. Чтобы они пели, нужна тишина, поэтому внутрь впускают по 5—6 человек. Чтобы войти, нужно «поклониться» птичкам: с Петровской эпохи дверь в вольер очень низкая.