Blue Flower

Дворец Марли

Изящный двухэтажный дворец Марли является центральным сооружением западной части Нижнего парка. Свое название, какМонплезир и Эрмитаж, Марли получил из французского языка. Так называлась одна из резиденций французских королей недалеко от Парижа, которую Петр I посетил в 1717 г. во время своих путешествий по Европе и откуда он привез зарисовки фонтанов и каскадов.

Дворец расположен почти у самой границы западной части Нижнего парка. Он стоит на искусственной перемычке между двумя прудами. Эти рукотворные пруды появились раньше, чем началось строительство самого дворца. Прямоугольный пруд называется Большим или Марлинским, а полукруглый стал именоваться Секторальным, когда впоследствии был разделен радиальными кирпичными перегородками на четыре сектора.

Неброский, но изящный силуэт дворца как бы парит в воздухе, отражаясь в зеркальной глади прудов. Небольшое двухэтажное здание кубической формы венчает четырехскатная медная кровля, имеющая прихотливые, характерные для того времени очертания. Подобную форму имела кровля дворца Монбижу под Берлином, благодаря чему в 1830—1840-е годы Марли иногда еще называли Монбижу. Вся его красота не в богатстве и пышности, а в необыкновенно удачных архитектурных пропорциях и в простой, но изысканной отделке. Особое изящество зданию придают небольшие балконы с рокайльнымиa коваными решетками, покрытыми позолотой.

Несмотря на небольшие /размеры, дворец играет важную роль в общей структуре всего Марлинского ансамбля. От дворца Марли расходятся лучами три главные аллеи, прорезающие весь парк. Двухкилометровая Марлинская аллея ведет к западной границе парка и делит его на южную и северную части. Правая аллея, называющаяся Березовой, так как вдоль нее были посажены березы, ведет в центральную часть Нижнего парка — к Большому каскаду и Большому дворцу. Аллея слева называется Морской, поскольку идет вдоль берега моря. Она приводит к любимому дворцу Петра I — Монплезиру. Эта аллея называлась раньше Малибанской, потому что рядом с ней, между Большим каналом и дворцом Монплезир, в первой половине XVIII в. была площадка для игры в малибан (игра, привезенная в Россию из Франции). Пересекая Морской канал, все три аллеи композиционно связывают эту часть парка с восточной.

К работам по возведению дворца Марли, который в документах того времени именовался Малыми приморскими палатами, приступили в 1720 г., когда был выкопан Большой пруд. В 1721 г. камер-юнкер Ф.-В. Берхгольц писал в своем дневнике: «Сад и дом Марли на левой стороне Петергофа будут точно так же украшены, как Монплезир, и уже начаты». Надо отметить, что строительство в этой части парка развернулось намного позднее, чем в центральной и в монплезирской.

Проект здания создал архитектор И. Браунштейн. Вначале предполагалось, что дворец будет одноэтажным, однако когда здание было уже подведено под крышу, Петр I распорядился надстроить второй этаж, так как стало ясно, что по своим пропорциям он не соответствует размерам Большого пруда. Возведение второго этажа придало зданию удивительную уравновешенность и соразмерность. В 1723 г. строительство дворца было завершено, а на следующий год закончили основные отделочные работы в интерьерах. В них приняли участие известный скульптор Н. Пино и столярный мастер Ж. Мишель. Изначально планировалось, что дворец Марли станет еще одним местом, где будут проживать знатные особы. В Марли бывала Екатерина I с дочерьми, здесь же жила некоторое время ее старшая дочь Анна Петровна со своим мужем герцогом Голштинским. Здесь останавливался французский посол Ж. Шетарди, способствовавший, как известно, воцарению на престол Елизаветы Петровны. В XIX в. в Марли отдыхали и пили чай Николай I с Александрой Федоровной, наследник цесаревич Александр Николаевич, Мария Николаевна со своим женихом герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, великий князь Константин Николаевич с супругой Александрой Иосифовной, и другие представители семьи Романовых, а также их высокопоставленные гости.

Однако не прошло и трех десятилетий с момента окончания строительства, как дворец постепенно стал превращаться в своеобразный мемориальный музей, посвященный Петру I. Здесь хранились личные вещи царя и предметы, так или иначе связанные с его именем (одежда, поднесенные ему подарки, посуда, предметы быта, живопись, мебель и пр.) Большая часть из них была перенесена сюда из деревянного дворца Петра I, который находился западнее дворца Марли, на берегу залива, и был снесен «за ветхостью» при Елизавете Петровне. Среди них лоскутное одеяло, по преданию, сшитое Екатериной I (сейчас оно во Дворце Петра I в Стрельне), кухонная посуда, серебряный столовый набор в кожаном футляре, блюдо с рукомойником и другие личные вещи царя.

В крошечной Гардеробной на втором этаже находилась небольшая часть царского гардероба, включавшего всего около трехсот предметов. Свои костюмы Петр I иногда заказывал в странах Западной Европы, в том числе в Голландии, Франции, Саксонии, но чаще всего они шились мастерами Немецкой слободы под Москвой или русскими портными Мастерской палаты Московского Кремля. В Петергофе до сих пор можно увидеть некоторые из костюмов, принадлежавших Петру, несмотря на то, что большая их часть была передана Эрмитажу еще во времена Николая I.

Для своего времени дворец необычен по планировке. Его внутреннее убранство отличается относительной скромностью. К примеру, он не имеет традиционного парадного зала. Отделка интерьеров сравнительно небогата: окрашенные клеевой краской стены, лепные карнизы, небольшие камины.

При строительстве дворца Марли был использован новый прием планировки, нетрадиционный для прежней русской архитектуры: впервые появилась коридорная система, где к центральной оси коридора примыкали различные комнаты. Коридор первого этажа отделан очень скромно: дощатый пол выкрашен масляной краской, гладко оштукатуренные стены покрыты однотонной краской и украшены картинами западноевропейских художников — современников Петра.

На первом этаже Марли расположена Кухня, оформленная на излюбленный Петром «голландский манер», то есть практично и опрятно. Стены в ней отделаны двуцветными кобальтовыми изразцами с оригинальными рисунками, пол выложен мраморными плитами. Для приготовления пищи служила огромная плита под шатром. Обстановка Кухни типична для бытового помещения этого периода — два разделочных стола простого дерева и дубовые посудные полки. На полках, столах и плите расставлена посуда. Здесь можно видеть кухонную утварь XVII—XVIII веков (оловянные английские блюда, медные котлы, голландскую и немецкую керамику).

К Кухне примыкает небольшая Буфетная — скромно отделанное служебное помещение, где хранились скатерти и посуда. На стенах развешаны фарфоровые китайские блюда, изделия из дельфтского фаянса, на полках буфета стоят ярко расписанные японские и китайские тарелки, стеклянные бокалы и рюмки русской работы. Здесь же находится немецкий умывальник начала XVIII в.

Самое большое помещение дворца (30 кв. м) называется Передним залом. Оно представляет собой парадный вестибюль с полом из каменных плит и угловым камином. Помещение все наполнено светом благодаря двум огромным окнам и двухстворчатой двери в мелкую расстекловку. В Переднем зале представлена мебель работы голландских мастеров XVIII в., выполненная в технике маркетри. Особое внимание обращает на себя ореховый стол, украшенный набором из перламутра и кости. До наших дней мебели петровского времени сохранилось очень мало, поэтому эта мебель уникальна: стол, стулья и две горки. Горки — очень модный и характерный предмет мебели начала XVIII в. В них обычно напоказ, для гостей, выставляли наиболее ценные и интересные вещи. В горках Переднего зала представлены изделия китайского фарфора и китайские эмали. Также здесь можно видеть напольные часы красного дерева, выполненные голландским мастером Кестером. Они имеют очень сложный механизм, однако до сих пор находятся в рабочем состоянии.

Убранство комнат дополняли картины голландских, фламандских и итальянских мастеров XVII — XVIII веков. По описи 1739 г., составленной академиком Я- Штелиным, в Марли насчитывалось 45 живописных работ. Шесть произведений из этой первоначальной петровской коллекции и поныне находятся в Переднем зале: две парные «Пастухи со стадом» немецкого художника П. Роса, два натюрморта с фруктами неизвестного голландского мастера и два портрета старика и старухи, написанные итальянцем П. Белотти. Еще два больших полотна итальянских мастеров появились в зале уже в послевоенное время, однако в свое время они также были закуплены Петром I. Это «Спор Христа с книжниками» Т. Вечелио (Тицианелло) и «Христос и грешница» А. Челести.

Из Переднего зала через маленькую комнату, предназначавшуюся для дежурного офицера, можно пройти в Спальню, украшенную лепным карнизом и обитую плотной полушерстяной тканью с набивным рисунком из стилизованных цветов и листьев, напоминающих перья птиц. Такой же тканью обита и большая с балдахином «французского манера» кровать, застланная стеганым одеялом, принадлежавшим Петру I. Одеяло украшено великолепной сюжетной вышивкой, изображающей колесницу Венеры. На стене висит медная грелка русской работы XVIII в., которой согревали перед сном постель (в нее клали горячие угли).

Маленькая комната за Спальней носит название Чинаровый кабинет, так как стены его целиком облицевали чинаровым деревом, а в качестве живописных вставок разместили три портрета детей Петра I — парный Елизаветы и Анны, портрет Петра и портрет Алексея. В кабинете стояло бюро для работы, выполненное из орехового дерева и украшенное набором из палисандра и кости, и стулья.

Одна из дверей Спальни выходит в нижний коридор, в конце которого находится лестница с ажурным ограждением, ведущая на второй этаж. В сложный узор ее решетки включены изображения позолоченных орлов, корон, трофеев, вензелей. Лестница освещается люстрой-паникадилом работы русских мастеров XVIII в.

В верхнем и нижнем коридорах дворца до сих пор висят произведения фламандских и голландских художников XVII — начала XVIII в. Из верхнего коридора двери ведут в крошечную гардеробную, где когда-то хранилась одежда Петра I, в туалетную, гостиную и столовую. Во всех этих небольших, но уютных комнатах гладко окрашенные стены, простые карнизы и паркеты несложного рисунка, в некоторых есть маленькие угловые камины. Помещения украшены картинами голландских художников А. Гревенбрука и А. Сило и архитектурными фантазиями итальянских мастеров.

К Гостиной примыкает небольшая комната, получившая название Малая угловая Гостиная. Это самое маленькое помещение второго этажа и предназначалось оно для частных бесед императора с гостями или домочадцами. В ней обращает на себя внимание шкаф черного дерева работы немецких мастеров XVIII в., створки которого украшены перламутровыми вставками в виде тюльпанов/ На шкафу выставлены так называемые альбареллы — керамические сосуды для хранения лекарственных трав, выполненные в античном стиле.

Столовая, расположенная над Передним залом,— самое большое помещение второго этажа. В центре ее стоит большой обеденный стол итальянской работы XVIII в., выполненный из орехового дерева, на стене — пейзажи А. Гревебрука и Ф. Ферга. Застекленная дверь ведет на балкон, откуда открывается великолепный вид на Марлинский пруд и три луча расходящихся аллей. Боковые двери из столовой ведут в Дубовый кабинет и в Библиотеку.

Дубовый кабинет облицован гладкими панелями с накладной резьбой по дубу. Автором этой уникальной резьбы считается один из самых выдающихся мастеров того времени француз Н. Пино. В кабинете находится бюро, инкрустированное костью, рабочее кресло и столик, который, согласно преданию, был изготовлен при участии Петра I.

В небольшой Библиотеке, примыкающей сбоку к Столовой, в шкафу хранились необходимые для работы книги по паркостроению, математике, морскому делу, географические атласы и т. д. Библиотека Петра I, насчитывающая 1621 книгу и 1350 карт и чертежей, носила рабочий характер и хранилась не в одном месте, а в различных «Его Императорского Величества палатах». В Марли, как в XVIII, так и в XIX в., находилась часть книжного собрания петергофских дворцов. Нынешняя библиотека дворца Марли была укомплектована в 1920— 1930-х годах из книжного фонда петергофских музеев, а также из других источников, в частности, из библиотеки Шереметьевского дворца. В ее собрание вошли издания XVII — XVIII веков, по тематике соответствующие культурным запросам русского общества эпохи петровских преобразований. Все 69 книг библиотеки Марли сохранились в годы войны в эвакуации и представлены в экспозиции. Также здесь можно видеть английский глобус-сферу, изготовленный в первой половине XVIII в. На стене висят картины голландских художников.

Дворец Марли простоял, не подвергаясь переделкам, почти два столетия, однако в конце XIX в. в его стенах появились трещины. Тогда по предложению и проекту архитектора А. Семенова была проведена уникальная в своем роде операция. После тщательных обмеров дворец был разобран до основания и с поразительной точностью возведен заново из тех же материалов на прочном бетонном фундаменте. Затем на свое место вернулся весь снятый декор помещений. Мебель и убранство комнат сохранялись со времен Петра I. Но, едва закончилась реставрация, как 4 июня 1901 г. во дворце случился пожар. Больше всего пострадала спальня «со всею обстановкою и картинами». Тогда вновь начались восстановительные работы. Имевшийся опыт и подробная документация позволили быстро возвратить интерьеру его первоначальный облик.

В 1918 г. дворец Марли был превращен в историко-бытовой музей, в коллекции которого насчитывалось 318 предметов, включая 69 книг из библиотеки. Во время Великой Отечественной войны половина экспонатов Марли (163 предмета) была эвакуирована, но сам дворец подвергся сильным разрушениям. Рядом с ним проходила передовая линия немецкой обороны, направленная против ораниенбаумского плацдарма. От дворца, взорванного миной замедленного действия, остались только исковерканные стены. Утрачены резные панели Дубового кабинета, уникальные, неповторимые образцы работы Н. Пино, погибли бережно сохранявшиеся петровские реликвии: кровать, подушка, матрац, тюфяк, ватное стеганое одеяло, столы, табуреты, стулья, буфет.

Марли был восстановлен по проекту Е. Казанской и А. Гессена. Все работы велись на строго научной основе. По архивным материалам и довоенным фотографиям внешний облик дворца и все его внутреннее убранство было воссоздано и максимально приближено к историческому облику. В результате собирательской работы научных сотрудников, восполнившей утраты коллекции, была восстановлена экспозиция музея. Он был вновь открыт для посещения в 1982 г.