Blue Flower

Большой каскад

В центре парка на крутом склоне перед Большим дворцом находится самое грандиозное гидротехническое сооружение Петергофского ансамбля — Большой каскад. Расположенный на естественном склоне, он занимает площадь свыше 3 тысяч кв. м.

Большой каскад—произведение исключительного художественного совершенства и одно из самых крупных фонтанных сооружений мира. По композиции, монументальности форм, декоративной насыщенности, непревзойденному синтезу архитектуры, скульптуры и воды оно не имеет себе равных среди сооружений подобного рода. Скульптурное оформление Большого каскада отличается исключительным разнообразием и пышностью: на гроте и под аркадами, по сторонам водопадным уступов, на гранитных бортах ковша установлены бронзовые статуи, бюсты, вазы, гермы, барельефы, маскароны — всего около 250 скульптур и декоративных украшений. Изысканный силуэт возвышающегося над каскадом дворца, причудливые узоры водяных струй, золоченые статуи, зелень деревьев и кустарников — этот замечательное соединение архитектуры, скульптуры и садово-паркового искусства создает поистине сказочное зрелище. Неутомимый плеск и шумное движение воды придают каскаду яркую праздничность.

Архитектурное решение и скульптурная декорация Большого каскада подчинены единому художественному замыслу. В представлении склонного к символам и аллегориям человека XVIII столетия каскад олицетворял выход России к морю, являлся торжественным гимном во славу России.

Современный облик каскада складывался более ста лет, но замысел его композиции принадлежал Петру I. Строительство каскада велось в 1715—1723 годах. В его сооружении приняли участие ведущие архитекторы Ж.-Б. Леблон, Н.Микетти, М. Г. Земцов, И. Браунштейн. Сложное водо-подводящее оборудование каскада выполнили фонтанные мастера братья Баратини, П. Суалем, гидротехник В. Туволков. В августе 1723 г. состоялся торжественный пуск фонтанов — Большой каскад начал действовать.

В художественном облике каскада очень важная роль отводилась декоративной золоченой скульптуре. Она усиливала пышность и яркость фонтанного сооружения и одновременно служила аллегорическим напоминанием о победе России в Северной войне. Скульпторы языком пластики старались показать отвагу и мудрость победителя и злонамеренность врага. Сам Петр I позаботился о том, чтобы в убранстве каскада легко читались аллегорические намеки. Это сближало русский двор с европейской традицией и поднимало его статус в глазах иностранцев. Эти скульптуры выполнялась из свинца одновременно в Англии, Голландии и России. Модели статуй и барельефов создавались иностранными скульпторами, работавшими в России при Петре I: Б.-К. Растрелли, Ф. Вассу, К. Оснером.

В 1735 г. в центре ковша был воздвигнут самый крупный водомет Петергофского фонтанного ансамбля «Самсон». На высоком каменном постаменте возвышается фигура могучего богатыря, разрывающего пасть льва. Из нее в небо бьет мощная струя воды. Решение о сооружении этого монументального фонтана было принято в 1734 г., когда отмечалось 25-летие разгрома шведских войск под Полтавой. Это важнейшее событие Северной войны произошло в день святого Сампсония, что дало повод к аллегорическому изображению памятной битвы в виде борьбы ветхозаветного героя Самсона со львом. Скульптура, исполненная талантливым ваятелем Б.-К. Растрелли, символизировала победу России над Швецией, в гербе которой имеется изображение льва. Восемь фонтанов, бивших из пастей золоченых дельфинов, резвящихся у ног Самсона, создавали красочную водяную феерию, окутывавшую всю композицию тучей радужных брызг.

Затем в разрыве мраморной балюстрады установили группу из двух трубящих в раковины тритонов работы Б.-К. Растрелли. На этом основные работы по декору каскада были завершены. Хотя на протяжении дальнейших 60 лет каскад и грот неоднократно переделывали и совершенствовали, к концу XVIII в. большинство свинцовых фигур пришло в негодность, и в царствование Павла I было принято решение заменить их бронзовыми.

Создание новой скульптуры поводилось на протяжении 1799—1806 годов. К работе были привлечены лучшие ваятели того времени — И. П. Мартос, И. П. Прокофьев, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин, Д. Рашетт. Часть статуй была отлита по гипсовым слепкам с античных оригиналов, хранившихся в Академии художеств. Исполнение модели бронзовой фигуры Самсона поручили одному из крупнейших русских скульпторов М.И.Козловскому. Использовав композицию XVIII в., он создал новую модель в более классических формах, где героическая тема зазвучала с особой силой. В 1802 г. «Самсон» Козловского, отлитый в бронзе мастером В. Екимовым, был установлен на новый, сложенный из гранитных глыб пьедестал. У ног героя, как и прежде, резвились восемь дельфинов, а в нишах у подножия пьедестала разместились четыре полуфигуры львов, обращенных по сторонам света.

Кроме скульптурной группы «Самсон» на Большом каскаде привлекают внимание фонтанно-скульптурные композиции у подножия каскадных лестниц: «Волхов» И.П.Прокофьева и «Нева» Ф.Ф.Щедрина. Обе созданы в 1805 г. и аллегорически напоминают о том, что петровские победы позволили осуществить строительство Ладожского канала, соединившего Волхов

и Неву. Между ними, на вертикальной стенке, размещены длинные полосатые выступы — гермы, увенчанные масками бога торговли Гермеса. Они говорят о процветания торговли после открытия водных торговых путей между Россией и Западной Европой.

Статуи, расположенные выше по обе стороны водопадных лестниц,— это своеобразный парад мифологических образов, прославляющих в аллегорической форме победы России, ее возрастающую мощь и влияние в Европе. К примеру, на верхней ступени водопадной лестницы четко рисуется на фоне неба фигура юноши в античном шлеме. Это древнегреческий герой Персей, исполненный по модели скульптора Ф. Ф. Щедрина. Он поднимает за волосы отсеченную голову женщины-чудовища, медузы Горгоны. Персей готов сразиться с новым чудищем — морским зверем, который собирается проглотить царевну Андромеду. Миф о Персее с петровского времени понимали вполне однозначно — как аллегорический рассказ о подвиге Петра I, освободившего от шведов захваченные ими столетием раньше русские прибалтийские земли. Исследователи расшифровали даже такую деталь, как лицо медузы Горгоны. Оно имеет портретное сходство с лицом шведского короля Карла XII, противника Петра I в Северной войне, чья армия считалась лучшей в Европе, а личная храбрость граничила с безрассудством.

Две устремленных друг к другу фигуры бойцов-гладиаторов расположены на площадках центральных сливных уступов. Струи воды бьют из пастей побежденных змей в руках бойцов — змеи символизировали измену, с которой столкнулся Петр. Гладиаторы держат и потухшие факелы — аллегорию окончания войны.

В реставрации Большого каскада принял участие архитектор А. Н. Воро-нихин. По его эскизам из гранита изготовили вазы и новые пьедесталы под скульптуру. К 1806 г. каскад предстал в обновленном виде.

В 1858— 1860-х годах по проекту архитектора Н. Л. Бенуа каскад еще раз был отреставрирован, после чего, неизменный в своей мощи и красоте, он бережно сохранялся до начала Великой Отечественной войны. В первые дни войны сотрудникам петергофских музеев удалось укрыть в тайниках часть статуй. Не успели снять четыре статуи: «Самсона», «Тритонов», «Волхов», «Неву» и мелкую декоративную скульптуру. Все это исчезло бесследно. Фашисты превратили Большой каскад в груду развалин.

Умелые руки реставраторов вернули к жизни великолепный ансамбль. Десятки мастеров разных специальностей трудились над его воссозданием. Уже в 1946 г. спасенные статуи, заново вызолоченные, заняли свои исторические места. А в сентябре 1947 г. на свое место встал возрожденный «Самсон», воссозданный скульпторами В. Симоновым и Н. Михайловым. В 1956 г. по оригиналу XVIII в. были воссозданы все восемь дельфинов. В последующие годы были выполнены и установлены и другие недостающие фигуры. Каскад вновь заработал во всем своем блеске, мощи и великолепии.

Новая жизнь Большого каскада началась в 1995 г. после проведения семилетних реставрационных работ. Необходимость реставрации была продиктована тяжелым состоянием гротов и подземных коммуникаций, обеспечивающих водой многочисленные фонтаны каскада. Авторы проекта решили также восстановить и те детали декора, которых каскад лишился за многие годы. Изыскания проводились на основе скрупулезного изучения различных документов: чертежей архитекторов и мастеров фонтанного дела, гравюр и акварелей XVIII — XX веков, архивных источников и мемуарной литературы. Торжественный пуск фонтанов обновленного Большого каскада состоялся 4 июня 1995 г.

Центром Большого каскада является Нижний (Большой) грот. Его отделанная туфом наружная стена прорезана пятью высокими арками с замковыми камнями, украшенными золочеными маскаронами. Как и в середине XVIII в., внутреннюю часть Большого грота украшают скульптура и фонтаны, прославляющие победу России в войне со Швецией. По обеим сторонам от грота расположены боковые каскадные лестницы. Каждая из семи ступеней лестниц украшена золочеными барельефами, кронштейнами, струями водометов и золоченой скульптурой, чередующейся с вазами. На площадке над гротом расположена большая позолоченная группа из двух тритонов, трубящих в раковины славу России и выбрасывающих воду широкой струей. Перед гротом на центральной площадке бьет фонтан «Корзинка» (архитектор Н. Л. Бенуа), воды которой по трем водопадным ступеням устремляются в глубокий полукруглый ковш. По замыслу авторов этот бурлящий фонтан символизирует богатство и изобилие. У его туфовых стен пенятся воды фонтанов «Волхов» и «Нева». Славу героям поют обитатели морей — сирены, наяды, тритоны. Их песни, превращенные в серебристые водные струи, вылетают из морских раковин и падают в бассейн. Почти на 20 м вздымается мощная струя «Самсона». Все это вместе создает волшебную картину, неповторимую по красоте водную симфонию.

Трудно оторвать взгляд от сверкающего, грохочущего каскада, в котором соединились силы природы и искусства. Всего в Большом каскаде работает около 100 фонтанов, состоящих из 198 водных струй. Поражает их мощь: один только фонтан «Самсона» расходует около 60—70 л воды в секунду (из них 36—38 л — главная струя, а остальное — пьедестальные фонтаны), а общий расход воды всех фонтанов Большого каскада достигает 270 л в секунду.

Грохочут низвергающиеся по лестницам потоки воды, над золотыми статуями античных героев звенят водяные завесы. Сверкая и переливаясь, над монументальными ступенями поднимается множество струй. Разобраться в их хитросплетении невозможно: глаза разбегаются от десятков сияющих на солнце статуй. Шум водопадов заглушает человеческий голос, но говорить и не хочется — хочется любоваться и долго рассматривать меняющееся кружево прозрачных пенящихся потоков и радужных бликов. Можно представить, какое впечатление производило это фонтанное чудо на заморских дипломатов XVIII столетия, если они называли это место «резиденцией царя морей».

Особенно красив Большой каскад в праздничные дни, когда он становится сценической площадкой для великолепных костюмированных представлений в обрамлении множества хрустальных струй воды, сопровождаемых светомузыкальными эффектами и фейерверками.