Blue Flower

Воронихинские коллонады

По обе стороны Морского канала, замыкая площадь перед Большим каскадом, расположены изящные беломраморные павильоны со сверкающими золочеными куполами и вазами, так называемые Воронихинские колоннады. Их вытянутые фасады, подобно кулисам, отделяют партеры от зеленого массива парка. Из вершин куполов, поднятых на девятиметровую высоту, бьет вода. Вырываясь с вершины куполов, вода омывает их и через полукруглый проем ниспадает в полукруглые мраморные бассейны, закрывая широкой прозрачной завесой большие полуциркульные окна павильонов. Струи воды поднимаются и над тремя золочеными вазами, расставленными на кровле колоннады.

На гранитном основании покоятся гранитные лестницы с установленными по бокам фигурами лежащих львов, высеченных из того же материала. Лестницы ведут в галереи, украшенные восемью парными колоннами. Белый мрамор карнизов и балюстрад, серый мрамор колонн гармонирует с розовым гранитом цоколя и лестниц.

В петровское время на месте колоннад стояли деревянные «галереи маленькие с каморками», в которых по проекту М. Г. Земцова предполагалось поместить семь фонтанов. Из задуманных Петром I «водяных курьезов» в восточной галерее мастером И. Ферстером был установлен только клок-шпиль — музыкальный инструмент с хрустальными колоколами, изготовленными на Ямбургском стекольном заводе. Он имел довольно сложное устройство. В погребе галереи было установлено деревянное наливное колесо с прикрепленными к валу пробковыми молоточками. Поступавшая по трубе из Квадратного пруда Верхнего сада вода падала на колесо и приводила его в движение. Молоточки ударяли по подвешенным стеклянным колокольчикам, подобранным по тонам, и повсюду разливался тихий, мелодичный звон.

В 1745 г. Б. Фирс поставил в западной галерее «егерскую штуку» — водяной орган с деревянными раскрашенными фигурами собак, преследующих оленя, охотника, трубящего в рог, двух сатиров, играющих на флейтах, и двенадцати певчих птиц. Орган приводили в движение водой, а звуки воспроизводили с помощью мехов.

В 1800 г. обветшавшие деревянные галереи снесли, и на их месте по проекту А. Н. Воронихина выстроили колоннады из кирпича и пудостского камня на гранитном фундаменте. К этому времени части музыкальных инструментов были потеряны, и их не стали устанавливать в новых сооружениях. На колоннадах поставили свинцовые вызолоченные фонтанные чаши, ступенчатые купола, обнесенные парапетом, покрыли листами золоченой латуни и вывели на их вершины «трубки с вододействием». Водоподводящее устройство колоннад выполнил фонтанный мастер Ф. А. Стрельников. Тем самым колоннады превратили в часть общего комплекса фонтанных сооружений центральной части Нижнего парка. У входов в галереи по сторонам лестниц поместили восемь фигур львов, высеченных из гранита Г. Копыловым по моделям И. Прокофьева. В облике этих львов заметно подражание египетским формам.

За проект фонтанных галерей Академия художеств присвоила А. Н. Воронихину, бывшему крепостному графа А. С. Строганова, звание архитектора. В 1804 г. комиссия, принимавшая построенные фонтанные колоннады, в своем рапорте отметила, что они являются «в первый раз в своем роде в России зданиями». Историческая традиция утвердила за ними название Воронихинских.

Через полвека архитектор А. И. Штакеншнейдер облицевал колоннады каррарским мрамором, употребив 30 тысяч пудов этого благородного материала, покрыл купола золочеными медными листами, заменил фонтанные чаши на крыше галереи. Тогда же полы колоннад выложили цветной венецианской мозаикой.

В период оккупации Петергофа взрывами бомб и снарядов мраморная облицовка колоннад была сильно повреждена, фонтанные вазы и медная золоченая обшивка куполов были похищены.

С 1950 г. началась реставрация колоннад по проекту архитектора А. Гессена. Купола покрыли медными золочеными листами, изготовили шесть чаш. Недостающие детали из мрамора сделали на камнеобрабатывающем заводе в Ленинграде. Воронихинские колоннады с фонтанами были вновь введены в действие в 1966 г. Ныне без изящных и величественных Воронихинских колоннад и гранитных львов, сурово охраняющих их лестницы, уже невозможно представить Нижний парк.