Blue Flower

Вторым садом Монплезирского ансамбля является миниатюрный Китайский садик, который, в отличие от регулярного Монплезирского, носит пейзажный характер. Он был устроен в 1866 г. между заливом и Банным корпусом садовым мастером Ю. Бальтазаром по проекту Э. Л. Гана. От залива, куда открывается великолепный вид, садик отделен каменной балюстрадой, вдоль которой идет извилистая аллея.

Китайский садик — один из немногих памятников паркового искусства второй половины XIX в. В его планировке применены композиционные принципы японско-китайской ландшафтной архитектуры и паркового искусства. На небольшом пространстве (всего 685 кв. м), напоминающем уютную комнату под открытым небом, садовый мастер сумел расположить петляющие между пестрыми клумбами романтические дорожки, усыпанные цветным песком, небольшой ручеек с перекинутыми через него горбатыми мостиками с ажурными перилами, мраморные статуи, куртины.

Плоский рельеф Китайского садика оживляет искусственный холм, на вершине которого установлена мраморная скульптурная группа «Амур и Психея» (копия с оригинала знаменитого итальянского скульптора А. Кановы). На одном из склонов холма устроен выложенный из туфа миниатюрный грот с двумя мраморными ступенями, по форме напоминающими раковины. Поток воды, устремляющийся из грота, стекает по зубчатым краям раковин и наполняет небольшой пруд с туфовым островком, в центре которого бьет высокая струя. Этот живописный каскад носит название «Раковина».

Перед входом в Банный корпус установлена мраморная ребристая ваза, напоминающая по форме бутон цветка, из середины которого вырывается невысокая струя воды. Это были последние фонтаны, построенные в Нижнем парке. Они были выполнены Т. Штокмаром.

В 1914—1918 годах садик оказался запущенным, зарос, перестали функционировать фонтаны. В годы Великой Отечественной войны его планировку окончательно уничтожили. И сад, и фонтаны были восстановлены в 1956 г. по архивным материалам и авторским чертежам архитектора Э. Л. Гана.