Blue Flower

Дворец Монплезир. Западная галерея.

Из люстгаузов через большие остекленные двери можно попасть в галереи, выстланные в шахматном порядке черными и белыми мраморными плитами, привезенными из Италии. Длина каждой галереи около 20 м. В дождливую погоду в них можно было прогуливаться, одновременно любуясь морем, садом с фонтанами и развешанными по стенам картинами. В жаркие дни в галереях царили тень и прохлада. Определяющую роль в убранстве интерьеров галерей играют живопись плафонов и картины.

Потолок и падуги галерей украшает красочная темперная живопись с позолотой, исполненная по эскизам Ф. Пильмана в 1720—1721 годах живописцами московской Оружейной палаты. В этих изящных росписях преобладают орнаментальные и гротескные мотивы и образы античной мифологии. В Восточной галерее, например, в медальоне в центре плафона помещена аллегорическая фигура Лета — сюжет, характерный для живописи XVIII в. В росписях отчетливо прослеживается сочетание двух традиций: легкой и элегантной французской живописи рококо и привнесенной русскими исполнителями сдержанной манеры монументального церковного письма.

Шестнадцать окон-дверей от пола до потолка наполняют помещение светом и воздухом, как бы объединяя его с окружающим ландшафтом. С южной стороны стена практически отсутствует, превращаясь в легкую застекленную аркаду. В окна вставлено так называемое «лунное» стекло, имеющее волнистую поверхность и радужный отлив. Для его изготовления стеклодув набирал большую каплю, из нее выдувался пузырь, который потом прорезался снизу и при вращении приобретал плоскую круглую форму. Затем этот круг резали на квадраты, поэтому для начала XVIII в. была характерна расстекловка окон в мелкую клетку.

С противоположной стороны оконные проемы значительно сужаются, образуя простенки, облицованные дубом с резными барочными украшениями работы мастера Ж. Мишеля. В них сделаны гнезда для размещения 23 картин. Эти полотна в простых черных рамах — часть большой коллекции западноевропейской живописи XVII — начала XVIII в., собранной Петром I. Здесь представлены в основном работы голландских и фламандских мастеров XVII — XVIII веков. Таковы были вкусы владельца Монплезира. Источником их приобретений, в основном, являлись аукционные продажи в Амстердаме, где бывал Петр, а помогали ему в покупках часто сами художники. Больше всего Петру нравились морские пейзажи Адама Сило — живописца, гравера и корабельного мастера, безукоризненно точно изображавшего оснастку парусных кораблей. Рассказывали, что по его картинам Петр лично принимал экзамены у будущих моряков.

Монплезир стал первой картинной галереей в России. Камер-юнкер Ф.-В. Берхгольц писал в 1723 г. о «картинах весьма хорошего достоинства», украшавших стены Монплезира. Размещенные в дубовой облицовке в строгом ритме, живописные произведения придают галереям сдержанную торжественность. Создается композиция, построенная на контрасте картин, выполненных в темной гамме, и светлой росписи потолка.

В петровское время во дворце насчитывалось 201 полотно. К сожалению, не все из них сохранились. Сейчас в Монплезире можно видеть 147 живописных произведений, 120 из которых относятся к первоначальной коллекции. Наиболее ценные полотна — это произведения фламандца Д. ван Хейля «Гибель Содома» и «Бегство Энея из Трои», «Соколиная охота» голландца Ф. Воувермана, «Штиль на море» знаменитого голландского мариниста А. ван де Вельде в восточной галерее и два вида Заандама, небольшого городка в Голландии, где жил и работал Петр Великий, принадлежащие кисти Ф.ван дер Хорна, в западной галерее.