Blue Flower

Дворец Монплезир. Лаковый кабинет.

В Монплезире выделяется своим экзотическим своеобразием Лаковый кабинет, воссоздающий в небольшом помещении волшебный мир Востока. Посетителю, переступившему его порог, кажется, что он попал внутрь изящной лаковой шкатулки. Стены кабинета украшают 11 больших вертикальных чернолаковых панно с многосюжетной миниатюрной живописью в китайском стиле и такое же большое лаковое панно — на щите камина. Они расписаны золотом рельефными пейзажами, птицами, растениями, сценами охоты и рыбной ловли, повседневными сценами китайского быта. Над ними и под ними расположены одиннадцать малых горизонтальных панно с изображениями сказочных птиц, драконов, журавлей, петухов, фантастических животных, цветов. Живопись панно отличается изяществом рисунка, пропорциональностью и естественностью. Неожиданная на берегу холодного северного моря столь экзотическая тематика — напоминание об интересе, возникшем в Европе XVIII в. к культуре стран Востока, который, несомненно, разделял и Петр I.

Отделка Лакового кабинета была начата по проекту И. Браунштейна в 1719 г. и уже к февралю 1722 г. 94 лаковых панно, написанных на липовых досках группой русских иконописцев под руководством и по рисункам художника Г. Брумкорста, были готовы. Безусловно, существовали образцы, завезенные из Китая, которые давали представление о технике и стилистике восточной миниатюрной живописи. Они и послужили образцами для русских художников. Столярные работы выполнил Ж. Мишель с помощью французских и русских мастеров. Наборный паркет кабинета составлен из ромбов ореха и клена. Этот простой, но выразительный рисунок предложил сам Петр I.

На прикрепленных между панно резных золоченых полочках-консолях, поддерживаемых фигурками младенцев путти и сирен, разместили восточный фарфор, который в начале XVIII в. считался поистине бесценным и являлся предметом особой гордости владельцев. Полочек всего 129, они укреплены на гладких краснолаковых полосах, разделяющих большие панно, и различаются по размеру и художественному оформлению.

Постоянные торговые связи России и Китая позволили Петру в очень короткий срок составить обширное собрание высокохудожественных изделий из китайского и японского фарфора. Опись 1728 г. сообщала о 546 предметах, выставленных в Лаковом кабинете, чрезвычайно разнообразных по технике росписи и по назначению. Это чашки для чая и шоколада, кувшины, тарелки, графины, полоскательницы и т. д. Их раскраска разнообразна, хотя преобладает кобальтовая — синяя и голубая. Из этой первоначальной коллекции сейчас сохраняется около 150 изделий. Камин украшают две большие расписные вазы и фигурка японки из белого фарфора.

Живописный плафон Лакового кабинет, окаймленный лепным орнаментом из лент, веток дуба и картушей, развивает общую для плафонов дворца тему аллегорического изображения времен года. Здесь Ф. Пильман поместил символ осени — Вакханку с перекинутой через плечо шкурой барса, которая выжимает сок из виноградной кисти в чашу, чтобы напоить этим вином младенца Вакха. Композиция обрамлена виноградными лозами, а над ней помещена голова улыбающегося сатира и садовые инструменты. Яркие, сочные краски плафона прекрасно гармонируют с общим радостным настроением этого причудливого интерьера.

До Великой Отечественной войны кабинет сохранял свой первозданный вид.

Когда же в 1944 г. после освобождения Петергофа сюда вошли сотрудники музея, их глазам предстали лишь голые кирпичные стены. Гитлеровцы уничтожили отделку кабинета, разломали и сожгли ценнейшие панно и резные полочки. В дальнейшем, при разборке блиндажей были найдены несколько чудом уцелевших лаковых панно, использованных немцами как строительный материал. По ним мастера прославленного Палеха воссоздали остальные. После реставрации кабинета в простенке между окнами поместили три подлинных панно. Мастера-резчики заново создали полочки и остальной резной декор кабинета. Богатая коллекция китайского фарфора вновь смогла занять свои места.