Blue Flower

Выйдя из Паровой и пройдя через небольшую выставочную комнату, посвященную творческой деятельности архитектора Э. Л. Гана, экскурсанты попадают в Ассамблейный зал, расположенный за Банным корпусом, под одной крышей с Тафельдекерской, Кухней и Кофишенской. На его месте ранее находились построенные М. Г. Земцовым Поваренные палаты. В 1748 г. их переустроили по проекту Ф.-Б. Растрелли, и вместо кухни (которую перенесли в два соседних корпуса, где до этого были «покои для служителей») устроили просторный (площадью 170 кв. м) парадный зал с большим столом. В XVIII — XIX веках здесь устраивались торжественные обеды и ужины. Сначала это помещение именовалось «залом, где кавалеры кушают»; название «Ассамблейный» (в память учрежденных Петром I ассамблей) появилось позднее.

Этот зал называли также и «Арапским», так как его обшитые дубом стены декорированы шпалерами, вытканными в первой половине XVIII в. на основанной в 1717 г. Петербургской шпалерной мануфактуре. Шпалеры изображают пейзажи с темнокожими жителями Африки («арапами»), туземцами Америки и Азии, экзотическими растениями, дикими зверями, рыбами и птицами. Восемь больших сюжетных шпалер воспроизводят сюжеты «индийских гобеленов», вытканных во Франции по картонам художника А.-Ф.Депорта и подаренных Петру I в 1717 г. Эффектно построенные композиции шпалер отличаются красивым колоритом, исполненным в теплой гамме золотистых, коричневых и зеленовато-синих тонов.

В простенках между окнами —девять узких шпалер, вытканных по картонам Ф. Пильмана, с орнаментальными композициями, включающими изображения зефиров, корзин с цветами и персонажей итальянской комедии дель арте. Шпалерами обиты и стулья русской работы 20-х годов XVIII в.

Вся эта уникальная коллекция была сохранена в годы Великой Отечественной войны. Сегодня Ассамблейный зал является единственным в России сохранившимся образцом использования шпалер в оформлении интерьера XVIII в. Чтобы сохранить их, в зале всегда поддерживается полумрак, окна занавешены шторами, так как солнечный свет вреден для тканых изделий.

Торжественное застолье предполагало нарядную сервировку обеденного стола: его накрывали большой белоснежной белой скатертью и украшали лентами, бантами, цветами, скульптурными группами. В центре стола Ассамблей-ного зала расставлены фарфоровые фигурки, декорированные яркой росписью и позолотой.

Сейчас стол накрыт предметами из Вседневного сервиза, сделанного на Императорском фарфоровом заводе в конце XVIII — начале XIX в. и использовавшегося для каждодневных обедов. В то время русский фарфор был еще далек от совершенства, и поэтому трещинки и ямочки на поверхности замаскировывались ассиметричными рисунками в виде букетов цветов («блумен-де-кор») в подражание майсенскому фарфору. Сервиз включает в себя столовые и десертные тарелки, терины (блюда с крышкой для горячей пищи), рюмочные передачи, мороженицы, вазы для ягод и фруктов и пр. Привлекает внимание судок с сосудами для перца, горчицы и уксуса. Рядом с тарелками разложены столовые приборы русской и английской работы XVIII в.: вилки с тремя зубцами и стальные ножи с черенками из кости. Здесь же изделия Петербургского стеклянного завода: стаканы, рюмки, штофы, графины и бокалы.

В буфете Ассамблейного зала представлены салфетки, запасные тарелки, наборы вилок и ножей, ложки, флаконы для специй и серебряная посуда работы русских и западноевропейских ювелиров XVIII в.