Blue Flower

В павильоне возле пирса, где когда-то встречали гостей резиденции, с 2004 г. действует Музей императорских яхт. Вполне логично было устроить подобный музей именно в Петергофе, так как это единственная императорская резиденция, находящаяся на море. В экспозиции представлены модели императорских яхт, фрагменты их убранства, специальные яхтенные сервизы, навигационные инструменты, картины на морскую тематику, а также морская шинель Петра I и флотское мундирное платье Екатерины П. Многие экспонаты этого музея уникальны.

Маломерные суда для высокопоставленных лиц Российской империи являлись подлинными произведениями кораблестроительного искусства. При их строительстве использовались лучшие материалы, отделка отличалась роскошью. Над созданием облика и интерьеров яхт трудились лучшие инженеры-конструкторы, архитекторы и художники.

История российских императорских яхт восходит к петровскому времени. Еще в раннем детстве Петр I пристрастился к морскому делу, используя для этого сначала маленький ботик, привезенный из Англии. Затем на построенной в Архангельске яхте «Святой Петр» он начал выходить в открытое море.

В России строительство придворных яхт началось в 1702 г. на Воронежской верфи. После первых побед над Швецией в ходе Северной войны царь приступил к созданию Балтийского флота. Его ядро составили несколько фрегатов и шняв, заложенных в 1703—1704 годах на Олонецкой (Лодейнополь-ской) верфи. Первые российские шнявы, вооруженные 14 —16 пушками, были парусно-гребными. Среди них особый интерес представляла шнява «Мункер», построенная по чертежам самого Петра (ее модель представлена в музее).

15 августа 1723 г. на торжественное открытие Петергофской резиденции пришла целая флотилия парусников. Празднества с участием придворных яхт продолжались и в дальнейшем. В XVIII в. в составе Балтийского флота числились 33 придворные и адмиралтейские яхты.

После смерти Петра I строительство новых яхт замерло и возобновилось лишь в царствование Екатерины П. В это время яхты стали отделывать дорогими породами дерева, обставлять изысканной мебелью, украшать коврами и зеркалами. В течение всего XVIII в. придворные яхты использовались в основном для кратковременных прогулок по Финскому заливу, всеобщий же интерес к ним и расцвет парусного спорта начался с царствования Николая I.

Среди 22 императорских, великокняжеских и должностных яхт, созданных в XIX в. на русских и иностранных верфях, были как небольшие парусники с достаточно скромным оформлением, так и комфортабельные суда с роскошной внутренней отделкой. Так, в течение 29 лет семья Николая I совершала прогулки по Финскому заливу на построенной для них в Англии яхте «Королева Виктория», выглядевшей как настоящий плавучий дворец. В музее можно увидеть ее изображения и предметы специального фаянсового сервиза, основным элементом декора которого был изображение российского герба и ленты с названием яхты.

В дальнейшем для каждой придворной яхты изготавливались подобные сервизы. Их декор соответствовал художественному убранству и отделке интерьеров каждой яхты. В музее выставлены предметы сервизов яхты «Никса», построенной в Англии для сына Александра II Николая Александровича, яхты «Забава», принадлежавшей другому сыну Александра II Алексею Александровичу, будущему генерал-адмиралу русского флота.

При Николае I Балтийский флот был переоснащен новейшими по конструкции паровыми кораблями, а личной яхтой императора стал 6-пушечный пароход «Александрия», построенный на Олонецкой верфи в 1834 г. В 1851 г. в Англии для Николая I заложили новую 3-мачтовую колесную паровую яхту, унаследовавшую то же название — «Александрия». В музее можно увидеть изображение «Александрии» и предметы ее яхтенного сервиза, украшенного декором, повторявшим оформление Собственного сервиза дворца Коттедж в Александрии. На «Александрии» Николай I ходил в Петергоф и Кронштадт для наблюдения за морскими учениями, маневрами и смотрами флота.

В середине XIX в. началось строительство больших комфортабельных яхт для дальних плаваний, интерьеры которых по удобству и художественной отделке не уступали дворцовым. Так, при Александре II во Франции была по<строена роскошная яхта «Штандарт», предметы яхтенного сервиза которой выставлены в музее. Ежегодно на ней императорская семья совершала плавания в финские шхеры. «Штандарт» оставался главной и самой крупной из императорских яхт до постройки «Державы», созданной на новом Адмиралтействе в 1867 г. по образцу знаменитого английского корабля «Виктория и Альберт». Интерьеры этой яхты, созданные по рисункам И. А. Монигетти в русско-византийском стиле, поражали необыкновенной роскошью и изысканностью. В музее можно видеть их фотографии, яхтенную мебель и предметы парадного сервиза, украшенного изображением державы на фоне скрещенных Андреевского флага и гюйса.

Для плавания вдоль берегов Крыма в 1873 г. в Николаеве была построена колесная яхта «Ливадия», отличавшаяся большой комфортабельностью и изяществом внутренней отделки, также выполненной по проекту И. А. Монигетти. Эта яхта была несколько меньше «Державы», но обладала прекрасными мореходными качествами, отлично выдерживала шторм. Единственная из всех императорских яхт, «Ливадия» принимала участие в военных действиях во время Балканской войны. Она сумела потопить двухмачтовый турецкий корабль и уйти от погони. В 1878 г., наскочив на риф, она затонула у берегов Крыма и в 1880 г. На смену ей в Англии заложили новую яхту с тем же названием. В музее представлены изображения обеих яхт и их интерьеров и предметы парадных яхтенных сервизов.

В 1870-х годах для наследника престола будущего императора Александра III построили три яхты — «Славянка», «Царевна» и «Марево», оснащенные вместо колес новым видом двигательного механизма — винтом.

В 1888 г. для Александра III, ставшего к тому времени императором, заложили «Полярную звезду», задуманную первоначально как крейсер, а затем переделанную для яхтенной службы. На этой яхте, отличавшейся высокой скоростью хода и изысканным убранством, царская семья посещала Финляндию, Данию, Англию, Крым. В.Н.Ламздорф отмечал в своем дневнике 7 августа 1891 г.: «Вся семья садится в субботу 10 августа на новую яхту „Полярная звезда", которая, говорят, доставит их, окруженных сказочной роскошью и самым утонченным комфортом, в Копенгаген в течение 50 часов». 12 августа он записывает: «Получена телеграмма от нашего посланника в Копенгагене извещающая о благополучном прибытии Их Величеств после хорошего перехода менее чем в 46 часов. Браво, „Полярная звезда",— это необыкновенная скорость хода». Фотографии этой яхты и предметы ее сервиза можно видеть в музее.

В 1893 г. в Копенгагене была заложена императорская яхта «Штандарт» — настоящий шедевр кораблестроения, самая большая океаническая и самая совершенная по инженерно-техническим характеристикам яхта того времени. Оформление этой яхты в стиле модерн было сделано по проекту датского художника Л. Момберга. Фотографии ее интерьеров, представленные в музее, поражают элегантностью и тонким вкусом в отделке. «Штандарт» был любимой яхтой Николая II, на нем он с семьей посещал финские шхеры, а также совершал государственные визиты в страны Европы.

Последняя из 16 императорских паровых яхт, состоявшая в Гвардейском экипаже, носила также название «Александрия». Она была построена на Балтийском заводе в Петербурге в 1906 г. взамен яхты времен Николая I и использовалась в основном для рейсов из Петергофа в Кронштадт и Санкт-Петербург.

Яхты были популярны среди членов императорской семьи и как место для романтических встреч. На них знакомились, влюблялись, делали предложения, ходили в датские и британские порты за невестами.

После революции императорские яхты использовались по иному назначению, многие из них были разобраны на металл или превращены в мишени для испытания противокорабельных снарядов. Так трагически закончилась судьба лучших образцов русского и европейского кораблестроения.

В музее также можно увидеть материалы, посвященные истории петербургских яхт-клубов XIX — XX веков (фотографии, наградные кубки лучшим яхтсменам, предметы столовых сервизов).