Blue Flower

У входа в Нижний парк, на площади за Фрейлинским корпусом в 2004 г. открылся Музей императорских велосипедов. Здесь можно увидеть уникальное собрание разнообразных старинных велосипедов, принадлежавших трем поколениям российских императоров. Это и первый французский «Костотряс» 1867 г., приобретенный для Александра II, и усовершенствованные модели для его наследника, большого любителя велосипедных прогулок, и опасные, но на тот момент (в 1860-е годы) самые скоростные велосипеды «Премьер» с огромным передним и крошечным задним колесом, какие теперь можно увидеть только в цирке. Экспозиция состоит из 6 залов. Всего представлены 11 велосипедов и один старинный тренажер. Все они были собраны по разным дворцам.

Велосипеды появились в России более чем полтора века тому назад. Сначала это была довольно дорогая и громоздкая игрушка, доступная только богатым семьям. Первым достоинства нового вида транспорта оценил царь-реформатор Александр II. При нем Романовы обзавелись первыми моделями велосипедов. Разумеется, в те времена нельзя было говорить о велосипеде как о реальной альтернативе верховой езде — слишком сильны были традиции, да и скоростные характеристики были очень скромны. Тем не менее, императорская семья следила за всеми техническими достижениями в усовершенствовании велосипедов и из года в год заказывала и приобретала новые модели. Высочайшее внимание к новому виду транспорта не могло не повлиять и на общественные вкусы. Модное и дорогостоящее увлечение постепенно превратилось во вполне доступное и популярное времяпрепровождение.

Александру II принадлежал выставленный в музейной экспозиции тяжелый французский «Крстотряс» с деревянными колесами с металлическим ободом, но уже имевший все детали, которыми обладают современные модели. К числу уникальных экспонатов музея принадлежат два велосипеда-«паука» модели «Премьер», сделанные в 1882 г. в Англии и приобретенные позднее Александром III. Несмотря на элегантный силуэт и щегольскую отделку, «пауки» с огромными передними колесами и маленькими задними могли доставить велосипедисту немало хлопот. Нужно было обладать достоинствами эквилибриста, чтобы во время езды сохранять равновесие и устойчивость, особенно на неровной дороге. Учитывая эти моменты, производители постепенно совершенствовали внешний вид и технические характеристики своей продукции.

В конце XIX в. в России начался велосипедный бум. В это время велосипеды уже во многом напоминали современные конструкции. Об этом свидетельствуют и модели из коллекции семьи Николая II, который предпочитал английский двухместный велосипед «Тандем» (1900). Для этого периода характерны более привычные диаметры колес, удобные сиденья и достаточно устойчивое рулевое управление. Появляются и специализированные модели: трехколесные велосипеды для дам и детей. С тех пор велосипедный спорт становится поистине семейным и массовым — образуются специализированные клубы, организуются длительные загородные прогулки и забеги. На выставке можно познакомиться и с одним из первых велотренажеров. Эта модель, созданная в Америке в начале XX в., выполнена из дерева и чугуна.

Помимо оригинальных моделей велосипедов на выставке представлены и уникальные архивные материалы, рассказывающие об использовании велосипедов в дореволюционной России. Это фотографии, каталоги, журналы, документы, открытки, рекламные плакаты первых велосипедных клубов, забавные аксессуары — от сигнальных звонков, рамок для фотографий, памятных медалей и жетонов вплоть до очков и зажимов для брюк.