Blue Flower

Алексеевский дворец в Санкт-Петербурге

Участок на набережной реки Мойки, где сейчас находится дворец, оставался незастроенным до 1830 г. Только тогда здесь появилось первое деревянное здание. В начале 1840-х гг. его владелец генерал-майор К. И. Альбрехт приобрел у купца Петрова соседний участок, на котором находилось четыре каменных дома. В 1846-1848 гг. архитектор Н. Е. Ефимов перестроил одно из зданий, превратив его в парадный особняк для нового владельца — церемониймейстера двора А. И. Сабурова В 1849 г. по проекту архитектора Г. Э. Боссе особняк был реконструирован, к нему пристроили одноэтажный флигель. В дальнейшем участок постоянно расширялся за счет покупки соседних. В 1882 г. земля вместе с постройками на ней была приобретена Министерством императорского двора и уделов. Здесь планировали возвести дворец для великого князя Алексея Александровича, одного из сыновей императора Александра II. Строительство дворца было поручено архитектору М. Е. Месмахеру.

Это один из немногих дворцов в Петербурге, построенных по законам «свободного плана». Обычно для таких зданий требовалась обширная территория, что во второй половине XIX в. в условиях Петербурга было трудноосуществимо, но участок на Мойке это вполне позволял. Одним из достоинств свободной планировки являлось раскрытие внутреннего пространства здания в окружающий пейзаж сада. Слияние с пейзажем достигалось благодаря большому числу окон и входов, открытой террасе и небольшой высоте дворца.

Для создания дворца Месмахер максимально использовал уже существовавшие строения.

Постройка дворцового комплекса сопровождалась большими градостроительными работами. В частности, была проложена новая, Алексеевская улица, благоустроен значительный отрезок набережной реки Мойки.

Заказчик-сибарит Алексей Александрович пожелал жить в особняке, напоминающем старинные романтические замки средневековой Франции в долине реки Луары, но со всем комфортом, присущим концу XIX в. В 1885 г. все работы были завершены. Современников поразил богатый дворец на окраине города и особенно громадный сад с прихотливо извивавшимися дорожками, водным партером и фонтаном перед дворцом.

В плане дворец очень сложный. Его композиция создается группой из четырех корпусов смешанной архитектуры, разного количества этажей и объема. Главный корпус расположен в глубине парадного двора, который отделен от набережной реки Мойки изысканной кованой оградой. Это Г-образное здание на невысоком цокольном этаже, облицованном каменными плитами.

Ограда является одним из интереснейших художественных элементов дворцового комплекса. Она покоится на каменном цоколе. Ее пролеты в 39 кованых ажурных звеньев декорированы накладной монограммой «АА», копьями разной высоты и трезубцем, напоминающими о морской профессии бывшего владельца, и чередуются рустованными столбами. Копья решетки связаны наверху и внизу орнаментальными поясами.

В центре ограды расположены ворота с барочной аркой и каменными рустованными пилонами. Пилоны увенчаны шестигранными фонарями на кронштейнах. Решетку ворот украсили металлической короной с монограммой владельца дворца.

Она была изготовлена на заводе Сан-Галли и обошлась владельцу в 44 595 рублей. Мастерство рисунка, благородство пропорций, законченность композиции, соответствие масштабу и стилю здания позволяют отнести это произведение художественного литья к лучшим петербургским оградам.

Интересная деталь дворцового фасада, обращенного в сад, — четырехъярусная круглая башня с шатровым завершением, увенчанным барабаном с маленьким сферическим куполом. Стены первого и второго ярусов башни декорированы рустом, третьего — фигурными замковыми камнями над оконными проемами, четвертого — мансардными выступами с люкарнами.

Внутри башни находится красивейшая винтовая лестница в 120 ступеней, высеченная из эстляндского мрамора, с кованой железной решеткой. Один из маршей декорирован лепной консолью с рельефной головой Помоны (римской богини фруктов и цветов), украшенной фруктовыми гирляндами.

Раньше башенная лестница соединяла служебные и хозяйственные помещения дворца с парадными. Прислуга, проходя из буфетной и сервизной по полуподвальному этажу, быстро попадала в любое помещение первого, второго и третьего этажей дворца, минуя парадные коридоры.

Одноэтажное крыло этого же корпуса оформлено двухъярусной башенкой с куполом.

Композиция фасадов, каждый из которых имеет собственное декоративное решение, подчеркнуто ассиметрична, благодаря выступающим частям на стенах и углах. Одна из стен восточного фасада украшена двойным окном с гермой. Остальные оконные проемы оформлены наличниками с треугольными фронтонами и сандриками.

Стены всех зданий прорезаны окнами разных форм — прямоугольными, овальными и полуциркульными; декорированы разнообразными по рисунку наличниками, колоннами и пилястрами; украшены башенками и балюстрадами. Ранее стоявшие на балюстраде скульптурные бюсты на постаментах, к сожалению, не сохранились. Из высоких окон гостиных открывались великолепные виды пейзажного сада с множеством прихотливо извивавшихся аллей, круглых площадок и мраморной скульптуры.

Собственный подъезд расположен в восточном флигеле дворца со стороны реки Мойки  Он оформлен парадной дверью с тосканскими колоннами по сторонам, с фигурной чугунной решеткой и замковым камнем в виде гербового картуша. Фасады другого подъезда — главного — декорированы широкими профилированными рустами, полуколоннами ионического ордера, лучковым сандриком и геральдическим картушем с гербом владельца над дверью.

В комплекс дворцовых построек входят и служебные корпуса: жилой, экипажный, конюшенный, прачечный и оранжерейный.

Особое внимание зодчий уделил планировке жилых помещений. Она построена на стремлении архитектора к максимально свободной композиции. Основное ядро составляли парадные комнаты — гостиные, кабинеты, приемные, — сходившиеся к башне. Личные комнаты владельца были обращены окнами в сад. Вспомогательные помещения сосредоточены в западном флигеле, выходящем во двор. Все они различны по форме и расположению.

Во внутренней отделке дворца также нет стилевого единства. Помещения оформлены в стилях античности, барокко, средневековой, французской, древнерусской, восточной архитектуры. Зодчий достиг блестящего эффекта в разнообразии и богатстве отделочных материалов, использовав дерево ценных пород, кафель, майолику, мрамор, бронзу, гипсовое литье, тисненую кожу, лаковые панно, штофные обои. Месмахер, будучи директором Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, привлек для выполнения работ своих лучших выпускников: лепщиков, резчиков, керамистов.

Интерьеры отвечали укладу жизни владельца. Богатой была отделка вестибюля Собственного подъезда. Его стены, обработанные рустованными пилястрами, несли сложный карниз с рельефными кронштейнами, своды были разделены филенками с декоративными розетками. Большой беломраморный камин украшали фигуры путти и скульптурное изображение головы сатира. На торцевой стене находилось большое зеркало — оно создавало эффект глубокой перспективы.

По сей день вестибюль главного подъезда украшают мраморные скульптуры в нишах, одна из них — муза астрономии Урания, другая — муза лирической поэзии Эрато.

Парадный танцевальный, или Большой, зал с громадным живописным плафоном «Амур и Психея» расположен в центре западного флигеля. Он выполнен в стиле рококо. Белая с золотом лепка на потолке, в оконных обрамлениях и в навершиях зеркал исполнена в виде причудливых растений и раковин. Путти с цветами и лентами «резвятся» на маленьких угловых плафонах «Времена года». Холсты вмонтированы в затейливые извилистые рамы. Над пятью дверями зала помещены зеркала грушевидной формы в золотом багете. В оконных простенках, наряду с предметами, относящимися к морской тематике, были установлены редкой красоты торшеры из лазуревого камня с бронзой. Завершает убранство изысканная композиция паркета.

Красная, или Розовая, гостиная выдержана в стиле Людовика XV. Она хороша своим лепным потолком и резной раковиной на дверях. Во время больших приемов гостиную использовали как комнату для ужина. Иногда, если в числе развлечений был спектакль, здесь расставляли стулья и устраивали временную сцену.

Стены и плафон любимого помещения владельца — Столовой декорированы в манере рококо. Стены и двускатный потолок Столовой были облицованы дубом. В деревянную двухъярусную обшивку стен включены изразцовые вставки геометрического и растительного орнамента. Верхние части стен по всему периметру зала заняты десятью живописными панно, исполненными в 1887 г. ф. К. Липгартом. Сюжетами его больших панно на продольных стенах Столовой стали сцены празднеств, веселий, гуляний («Пикник в лесу», «Завтрак на террасе», «Отдых на реке» и «Корабль в море») и шутливые сценки в погребке, на рынке, в кухне, в лавке.

Достойное украшение Столовой — огромный двухъярусный камин из резного мореного дуба. Проем топки в нем обшит медным листом. Над топкой размещено прямоугольное изразцовое панно с гирляндами плодов, листьев и двумя вазами. Второй ярус камина с тремя маленькими витыми колоннами и высоким шатром поддерживают резные кронштейны с лепными львиными головами. В поле второго яруса выполнены резные деревянные панно на библейские темы: «Исцеление слепого» и «Иисус, превращающий воду в вино». На горельефных наличниках дверей вырезаны фруктовые гирлянды, а в десюдепортах изображены цветы, фрукты, голова Цереры (римской богини плодородия и урожая) и картуш с монограммой.

Слева от вестибюля расположены помещения непарадного назначения — Знаменная для хранения флотских знамен и Малая библиотека. Ее угловая дверь выполнена в виде массивного портала с двумя колоннами. Для освещения библиотеки раньше служила многоярусная бронзовая люстра в стиле петровского барокко. В шкафах хранились справочники, атласы и книги морской тематики на разных языках.

Кабинет роскошью отделки не уступал Столовой. Это одно из самых интересных помещений дворца. Кабинет имеет сложную систему построения. У него два входа. Он разделен дубовыми арками на три части. Одна арка отделяет его от приемной, другая, тройная, соответствует оконным проемам садового фасада. Окна кабинета обращены в сад.

Стены нижнего яруса отделаны панелью из дуба, выше — обиты вызолоченной тисненой кожей. В деревянном потолке выполнены глубокие резные кессоны с золотым орнаментом. Профилированный карниз украшен фризом, разбитым на филенки с живописными декоративными вставками.

В приемной сохранились богатые обои, расписанные серебром, и монументальный камин, вырубленный из серого песчаника, с геометрическим и растительным орнаментом и картушем с вензелем владельца.

В восточном флигеле дворца особый интерес представляют Фламандская и Китайская гостиные, Английский зал и ванная.

Во Фламандской гостиной, выполненной в стиле фламандского барокко, до наших дней хорошо сохранилась прекрасная лепка потолка на прямоугольных филенках. Невысокий камин из серого мрамора с колоннами тосканского ордера из разноцветного мрамора украшен латунным фризом. К сожалению, не сохранились уникальные шпалеры, составлявшие когда-то гордость этого помещения.

Английский зал в стиле ренессанса был самым большим помещением дворца. Верхняя часть стен, затянутая штофными обоями, внизу была обшита дубовыми панелями. Карниз панелей служил полкой для старинной английской оловянной посуды. Доминантой зала был богато декорированный двухъярусный камин во всю высоту помещения. Большая двойная дверь — еще один пример совершенства резьбы по дубу. Великолепное убранство интерьера завершал лепной трехцветный плафон.

Китайская гостиная спроектирована Месмахером как экзотический зал, декор которого напоминал бы хозяину о его путешествиях по Дальнему Востоку. В убранстве помещения преобладали два материала — дерево и шелк. Дверные обрамления, стенные панели, зеркальные рамы, надоконные карнизы были исполнены из темного лакированного палисандра с меандровым орнаментом. Филенки трех двустворчатых дверей украшали выгравированные изображения птиц, бабочек и жуков, чередовавшиеся с шутливыми сценками из жизни птичьего двора. Черное дерево удачно контрастировало с яркими цветными росписями потолка и стен. Шелковые обои с изображениями драконов были выполнены по рисунку Месмахера  Мебель из черного дерева украшали восемь фонарей с навершиями в виде пагод и дракончики по углам.

Самой большой достопримечательностью дворца была ванная с бассейном. Ее потолок был украшен живописью, стены в нижней части отделаны мрамором, в верхней — голубыми изразцовыми панелями с майоликовыми вставками. Пять из этих радужных, сияющих майоликовых панно сохранились, два утрачены, остальные представлены лишь фрагментами. На одном из сохранившихся панно изображен греческий царь Амфитрион, на другом — бог морей Посейдон в окружении свиты. Образы морских божеств — повелителей морской стихии, наяд и тритонов — напоминали о причастности хозяина дворца к мореплаванию. В центре ванной за двумя колоннами из сиенского мрамора находился глубокий бассейн.

На втором этаже главного здания располагались Большая библиотека, Оружейная, комната дежурного офицера. В восточном флигеле, по сторонам большой башни — гардеробная, кабинет, спальня.

Потолки и стены дворцовой церкви покрывали росписи в стиле ренессанса и барокко, окна были украшены цветными витражами.

После смерти Алексея Александровича в 1908 г. императорским указом наследниками были объявлены его братья — Владимир и Павел. В 1911 г. наследники передали дворец в аренду Германскому посольству, которое занимало его помещения до ноября 1912 г.

В 1913 г. городские власти собирались приобрести дворец с тем, чтобы сделать сад общедоступным. Но к этому времени часть сада, выходившая на Офицерскую улицу (ныне ул. Декабристов), была уже продана владельцу кондитерской фабрики Жоржу Борману и одному из директоров Российско-американской резиновой мануфактуры Г. Г. Гильзе фон дер Пальсу. Сад был благоустроен и открыт для горожан только в послереволюционные годы.

После Октябрьской революции дворец был национализирован, его занимали различные организации. В послевоенные годы в здании размещался районный Дворец пионеров, а с 1950-х гг. на протяжении нескольких десятилетий — трест «Ленинградоргстрой».

В 2001 г. Алексеевский дворец был включен в перечень памятников истории и культуры федерального значения. В октябре 2005 г. здание было передано Санкт-Петербургскому Дому музыки.

Наб. р.  Мойки, 122