Blue Flower

Дворец Михаила Михайловича в Санкт-Петербурге

В 1870-х гг., после упразднения Адмиралтейской верфи, между выходящими к Неве крыльями Адмиралтейства началось строительство частных домов. Один из участков на набережной был куплен внуком императора Николая I, великим князем Михаилом Михайловичем, у барона Г. Е. Гинзбурга в 1884 г.

Возведение дворца на этом участке было поручено архитектору М. Е. Месмахеру  построившему к тому времени в Петербурге множество интереснейших зданий. К тому времени набережная была практически застроена, и перед архитектором встала непростая задача. Месмахер гениально вписал в сравнительно небольшое пространство яркий, запоминающийся дворец со строгими пропорциями, прекрасной планировкой и великолепной отделкой. Дворец Михаила Михайловича стал одним из лучших архитектурных творений Петербурга того времени. За эту работу архитектор Месмахер был награжден орденом Св. Анны второй степени.

Зодчий следовал градостроительным традициям классического Петербурга с его сплошным рядом домов на улицах и набережных Он поставил дворец вплотную к зданию Российского страхового общества (Адмиралтейская наб., 10), не нарушая стройной перспективы улицы с ее шириной и определенной этажностью зданий.

Стесненность участка не позволяла разместить традиционный парадный двор. Архитектор был вынужден развернуть его в боковой переулок, ограничившись минимальными размерами. Это и определило чисто символический характер двора. Он отделен от улицы оградой из розового песчаника с балюстрадой, скульптурными украшениями и воротами из кованого железа.

Дворец П-образный в плане, главным фасадом он выходит на набережную Невы. Рационально построенная композиция раскрывается в сторону узкого и тихого Азовского переулка. В двух выступающих частях этого фасада сделаны входы с лифтами и внутренними лестницами. Третий фасад здания выходит на Черноморский переулок.

Дворец был выстроен из кирпича. Его фасады облицованы блоками из висбаденского песчаника, доставленного из Германии, а цоколь — финляндским гранитом.

Главный фасад выполнен в духе любимого архитектором итальянского ренессанса. Первый этаж здания обработан крупным рустом и поднят на трехступенчатый гранитный цоколь. Второй этаж декорирован парными полуколоннами ионического ордера, третий — парадными пилястрами коринфского ордера.

На уровне второго и третьего этажей стены прорезаны широкими арочными окнами. А на третьем этаже окна узкие и сдвоенные — в соответствии с традициями итальянского ренессанса. Фасад завершен массивным карнизом с балюстрадой. В центре здания расположен портик из двух колонн, увенчанный скульптурой.

Здание отличается гармоничными пропорциями и прекрасным качеством облицовки, выполненной из серого и темно-розового песчаника. Одиннадцать маскаронов над окнами первого этажа органично вписаны в облик здания, причем ни один из них не похож на другой. Каждая из масок — законченный выразительный образ. Северо-восточный угол дворца опоясан балконом на уровне бельэтажа.

Месмахер уделял большое внимание функциональным качествам своих построек. Примером тому может служить прекрасная освещенность дворца. Благодаря огромным окнам помещения буквально насыщены светом и воздухом. В здание были проведены газ, водопровод, канализация. Тротуар перед домом был асфальтирован. В конце XIX в. это было новшеством.

Всем требованиям комфорта отвечала и внутренняя планировка дома. Парадные интерьеры хозяина и хозяйки были расположены независимо один от другого, но сообщались между собой и кроме общего парадного входа имели собственные. Соединяясь общим коридором по второму этажу, обе половины имели в центре здания парадные залы, вестибюли, приемные.

Разными цветами мрамора отделан прекрасный парадный вестибюль, встречающий посетителей при входе с Адмиралтейской набережной. Своды вестибюля поддерживают двенадцать колонн. Мраморные ступени ведут в верхний вестибюль, откуда начинается Парадная лестница. В центре расположен камин из эстляндского мрамора, слева в глубине — изящно оформленный лифт. Богатое убранство вестибюля дополняют пять резных дверей из темного дуба, которые ведут во внутренние помещения. В дневное время лестница хорошо освещается благодаря световому фонарю.

Парадные залы, которые размещены на верхних этажах, Месмахер оформил в разных архитектурных стилях. В отделке дворца большую помощь архитектору оказывали воспитанники Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица. Ими были выполнены по проектам Месмахера двадцать семь печей (четырнадцать из них были украшены изразцами), семь каминов, все паркетные полы, пять бронзовых фонарей и все дверные ручки. Внутренние скульптурные работы выполнил преподаватель училища — известный скульптор М. А. Чижов.

Производимые декоративно-отделочные работы были прекращены в 1891 г. Тогда великий князь женился на внучке А. С. Пушкина — Софье Меренберг, нарушив законы, принятые при дворе. Над имуществом Михаила Михайловича была назначена опека, и он не мог распоряжаться своими деньгами. К тому же отпала необходимость в самом дворце, поскольку новобрачным запретили проживать в России. Они навсегда остались в Англии.

К тому времени была закончена отделка лишь нескольких помещений. Это парадная лестница с вестибюлем, кабинет великого князя, Большая и Малая приемные, библиотека, спальная и ванная комнаты на первом этаже, прихожая, буфетная, сервизная и Малая столовая на втором.

Наиболее интересен кабинет великого князя. В него можно было попасть через Большую и Малую приемные. Кабинет занимал угловую часть здания и выходил окнами на Неву и Азовский переулок. Кабинет разделялся на две неравные части деревянной перегородкой. Она била резная, с живописными вставками. Одна часть кабинета предназначалась для работы и приема посетителей, другая — для отдыха. В левом углу кабинета находился камин из песчаника. Шатровое завершение камина было украшено ажурным орнаментом. В центре орнамента находился герб великого князя. Изразцы для камина также были изготовлены студентами училища барона Штиглица. Оформление помещения с тех пор практически не претерпело изменений.

В 1911 г. дворец был продан страховому обществу «Русский Ллойд», которое размещалось здесь до 1917 г. После революции здание перешло в ведение Петроградского Совета. Вначале здесь находилась Петроградская Единая потребительская коммуна, состоявшая из продовольственно-агитационных отрядов, финансового и хлебного отделов. Петрокоммуна просуществовала до 1920 г. Затем сюда въехали Городской отдел торговли и Ленинградский областной союз потребительских обществ. Некоторое время в здании находился Госбанк.

Ныне помещения великокняжеского дворца занимает акционерное общество «Банк „Санкт-Петербург"».

Адмиралтейская наб., 8