Blue Flower

Дворец Владимира Александровича в Санкт-Петербурге

В 1720 г. на участке набережной Невы, где впоследствии был построен дворец Владимира Александровича, находился дом тайного советника, графа И. А. Мусина-Пушкина. После него участком владели еще несколько человек. С конца XVIII в. хозяином участка стал обер-шталмейстер Павла I граф Кутайсов, а затем князь Д. П. Волконский, при котором на набережной построили настоящий дворец. В 1807 г. император Александр I уговорил Волконского продать дворец со всей обстановкой французскому послу Арману-Огюсту-Луи де Коленкуру для размещения посольства. Перед войной 1812 г. среди гвардейских офицеров считалось особым шиком игнорировать обязательное посещение балов у французского посла и, скача на лошади, кидать в окна дворца камни, несмотря на то, что за этими проступками неизбежно следовало пребывание на гауптвахте.

В 1839 г. здание стало принадлежать Министерству иностранных дел, а в 1841 г. дворец поступил в ведение императорского двора.

В 1862 г. участок был выделен для строительства резиденций великих князей Александра и Владимира. Но после смерти наследника престола Николая Александровича его брат Александр (будущий император Александр III) поселился в Аничковом дворце.

Строительство дворца для великого князя Владимира Александровича на участке от набережной Невы до Миллионной улицы продолжалось с 1867 по 1874 г., когда состоялось торжественное освящение дворца. Здание возводили по проекту архитектора А. И. Резанова — одного из видных петербургских зодчих тех лет, профессора архитектуры и ректора Академии художеств. Также в строительстве участвовали архитекторы В. А. Шретер, А. Я. Гунн и И. С. Китнер.

Дворец представлял собой комплекс из трех корпусов: главный четырехэтажный, обращенный фасадом к Неве, служебный с флигелями, выходящий на Миллионную улицу и конюшенный в середине большого двора, между главным и служебным корпусами.

За образец оформления главного фасада архитектор взял венецианское палаццо эпохи Ренессанса. Цокольный этаж был отделан гранитом, обработанным крупной рустовкой. Окна цокольного этажа были украшены коваными решетками. По углам здания располагались входы в помещения для слуг и кладовые. Над входами были установлены крытые железом навесы-зонтики.

Рустованные стены главного фасада прорезаны арочными окнами и полностью лишены украшений. Правда, в отличие от итальянских прототипов, рустовка выполнена в штукатурке, а карнизы, пояски, наличники и некоторые другие детали изготовлены из лучшего портландского цемента. Верхняя часть стены на третьем этаже украшена лепными изображениями четырнадцати львиных головок, вмонтированных в круглые медальоны. Строгий арочный подъезд-портик выдвинут в сторону улицы и занимает всю ширину тротуара. Он облицован бременским песчаником и украшен грифонами, гербами и чугунными фонарями. Над зубчатым карнизом портика расположен резной парапет балкона.

В главном корпусе, стоящем вдоль набережной, размещались покои владельца. Весь бельэтаж занимала анфилада парадных комнат, выходивших окнами на Неву. Три внутренних корпуса, охватывающих двор, вмещали парадные залы и служебные помещения.

Четырехэтажный корпус, выходящий на Миллионную улицу, назывался «гофмейстерским». С главным зданием его соединяли боковые флигели, которые были связаны друг с другом поперечным дворовым корпусом. В нем были устроены квартиры для придворных и прислуги.

Следуя моде на эклектику, Резанов оформлял парадные помещения дворца в различных стилях, стремясь сделать его не только нарядным, но и максимально удобным для проживания. Так, приемная была выполнена в стиле ренессанса. Одну из ее стен украшала картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге». За приемной располагалась биллиардная, также выполнявшая роль парадной приемной. Биллиардная открывала вход в гостиную, оформленную в стиле «неогрек». Сразу за гостиной находился кабинет хозяина, выполненный в венецианском стиле. Замыкала парадные апартаменты Библиотека. Другие покои также были оформлены в различных стилях. Двусветный Танцевальный, или Белый, зал (ныне Лекционный) — в духе рококо, будуар хозяйки в бельэтаже — в мавританском стиле, а Большая столовая — в «русском стиле». Гостиная хозяйки была выполнена в стиле Людовика XVI.

Всего в здании было 356 помещений, также при дворце имелась конюшня, рассчитанная на 36 лошадей.

Внутренняя отделка была закончена Резановым к 1872 г., но уже с 1880 г. архитектор М. Е. Месмахер приступил к созданию новой.

Зодчий изменил отделку фойе Танцевального зала, перестроил кухню в дворовом флигеле, сервизную и кладовую для серебра.

По проекту архитектора во дворце были сооружены лифты: один — для подъема хозяев дома и их гостей, другой — для доставки кушаний в столовую и легких закусок в библиотеку. Истлевшие деревянные балки были заменены новыми железными конструкциями.

Среди дворцовых помещений особо выделяются две лестницы. Одна из них — парадная Мраморная. Лестница грациозно изгибается, утопая в потоках света, льющегося из окон. Нижняя часть ее стен отделана цветным искусственным мрамором, а верхняя декорирована лепкой и скульптурой по золотому фону. Небольшой плафон в лепной раме расписан известным русским художником, профессором портретной и исторической живописи Академии художеств В. П. Верещагиным. Изображение называется «Гений искусств на берегах Невы». Лестница привлекает красотой пространственного решения, пропорциями ступеней и скульптурной отделкой. Известный ваятель М. А. Чижов в 1882 г. выполнил для нее две мраморные группы — «Психея с рогом изобилия» и «Тритон с дельфином».

В левом крыле здания находится Бронзовая лестница, отделанная не менее изысканно. Белые мраморные ступени сочетаются с золотом решетки и поручнями из красного дерева. В причудливые завитки лестничной решетки вплетена монограмма владельца дворца.

Парадные помещения второго этажа, где начинается Бронзовая лестница, оформлены в стиле барокко: изысканные рисунки плафонов, затейливая лепка потолков, нарядные светильники в залах.

Небольшое двухъярусное помещение библиотеки без окон отделано светлым дубом. В стенах и перекрытиях с целью звукоизоляции, необходимой для уединенных занятий и чтения, был проложен толстый слой войлока.

Стены первого яруса были обработаны прямоугольными филенками наборного дерева — в технике маркетри. Общий облик завершала декоративная отделка камина со скульптурными масками львов и гирляндами. Главное убранство библиотеки составляли книжные шкафы с «хрустальными» стеклами створок.

Второй ярус помещения решен очень оригинально. В плане это квадрат со скругленными углами. В него включены арочная конструкция, опирающаяся на восемь изящных колонн, и световой фонарь в перекрытии. По периметру зала во всю высоту помещения расположены узкие шкафы с латунными замками и петлями тульской работы.

Художественный образ легкого и нарядного интерьера дополняли накладные орнаменты фриза в первом ярусе, ажурное оформление восьми газовых светильников, резная решетка перил и скульптура.

В «русском стиле» был выполнен интерьер дворцовой церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, устроенной на верхнем этаже дворца. Ее стены также расписывал Верещагин, изобразивший сцены из жизни святого князя Владимира. Церковь принадлежала к числу лучших домовых церквей Петербурга.

В 1911 г. в центре главного двора был установлен фонтан, привезенный из Флоренции.

До 1917 г. дворец был одним из центров светской жизни Петербурга. Его даже называли Малым императорским двором.

После смерти Владимира Александровича дворцом владела его жена Мария Павловна. В феврале 1917 г. она уехала в Кисловодск и больше в Петербург не возвращалась. В мае 1917 г. во дворце разместился Комитет по делам военнопленных Российского Общества Красного Креста. В июне в здание въехал эвакуационный отдел главного управления Генштаба. В ночь с 15 на 16 марта 1918 г. в Венецианской гостиной произошел пожар.

После Октябрьской революции дворец был национализирован. С 1919 г. в нем работала библиотека издательства «Всемирная литература». 12 января 1920 г. весь дворец заняла Петроградская комиссия по улучшению быта ученых, которую возглавлял М. Горький. Но уже 31 января дворец был переименован в Дом ученых. Здесь устроено общежитие на 20 человек. При нем работали библиотека, баня, прачечная, амбулатория, парикмахерская и клуб.

Интерьеры, созданные Месмахером, с 1880 г. не претерпели никаких изменений. С 1968 г. бывший дворец великого князя Владимира Александровича был взят под охрану как один из характерных и прекрасно сохранившихся памятников архитектуры второй половины XIX в. Домом ученых дворец называют и поныне.

Дворцовая наб., 26