Blue Flower

Михайловский дворец в Санкт-Петербурге

В начале XVIII в. на территории, заключенной между нынешними Невским проспектом, Садовой улицей, Мойкой и каналом Грибоедова находилось большое болото. По приказу Петра I территорию начали осушать и благоустраивать для разбивки регулярного сада. Речку Кривушу, вытекавшую из болота, соединили с рекой Мойкой. Позже Кривуша превратилась в Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова). Сад получил название Третьего Летнего. В этом парке на берегу Фонтанки в царствование императрицы Елизаветы Петровны для нее был построен Летний дворец. При императоре Павле I дворец был разобран, а на его месте началось строительство Михайловского замка. Император прожил в нем всего сорок дней и в результате заговора был убит. После смерти императора царская семья покинула резиденцию, замок и парк стали приходить в запустение.

В 1819 г. архитектор К. И. Росси получил от Александра I задание построить дворец для младшего брата императора — великого князя Михаила Павловича. Место выбирали долго, рассматривался вариант его строительства на Исаакиевской площади.

Зодчий приступил к составлению проекта нового дворца неподалеку от Михайловского замка, на заброшенном участке бывшего императорского Третьего Летнего сада. Здесь находились оранжереи Михайловского замка. Это место было хорошо знакомо Росси, поскольку во время сооружения замка он неоднократно бывал там вместе со своим учителем архитектором В. Бренной.

К заданию императора Росси подошел не просто как к строительству одного из дворцов для членов императорской семьи, а как к крупнейшей проблеме формирования парадного центра города. Зодчим был создан цельный городской ансамбль. 

Возводя усадьбу  Росси исходил из традиционной для русской архитектуры того времени планировочной схемы: главный корпус и служебные флигели должны были образовать одно целое с парадным двором, отделенным от улицы оградой. Однако в отличие от других этот усадебный комплекс не оказался обособленным от города, а стал неотъемлемой составной частью окружающих его кварталов.

Перепланировав огромную территорию вокруг нового дворца, Росси организовал перед ним площадь, от которой к Невскому проспекту пролегла новая улица (Михайловская). Вдоль фасада дворца также была проложена улица, соединившая площадь с Фонтанкой и Екатерининским каналом (Инженерная). И площадь, и улицы были застроены единым ансамблем.

Главный фасад Михайловского дворца обращен в сторону Михайловской площади и Невского проспекта. От Инженерной улицы он отделен оградой с изящным рисунком. В ее центре размещены ворота, увенчанные арматурой. За оградой расположен красивый курдонёр с фонтаном. Позади дворца простирается обширный сад, достигающий реки Мойки и ограниченный с запада каналом Грибоедова.

Здание дворца двухэтажное. Широкие горизонтальные русты первого этажа подчеркивают значимость второго парадного этажа с его четким вертикальным ритмом коринфских колонн. Центр главного фасада выделен восьмиколонным портиком, украшенным треугольным фронтоном. В тимпане фронтона помещен вензель великого князя Михаила Павловича и декоративные скульптуры с военными атрибутами.

Окна первого этажа оформлены небольшими лучковыми фронтонами, а на втором полуциркульные окна чередуются с коринфскими полуколоннами. Над арками и над всеми окнами первого этажа помещены высеченные из камня головы львов. Боковые ризалиты дворца декорированы огромными венецианскими окнами. Фриз фасада украшен 44 античными барельефами работы скульптора В. И. Демут-Малиновского.

Во дворец ведет широкая парадная лестница, по боковым пандусам которой к главным дворцовым дверям когда-то подъезжали кареты. По сторонам лестницы расположены два мощных гранитных пьедестала, на которых установлены скульптуры львов.

С востока и запада парадный двор ограничивают одноэтажные боковые флигели с ризалитами. Их входы оформлены колоннами дорического ордера. Флигели связаны между собой высокой чугунной оградой с простым рисунком. В ее центре расположены тройные ворота. Их четырехгранные пилоны увенчаны арматурой с изображением военного снаряжения: доспехами, мечами и знаменами.

В восточном флигеле, обращенном в сад, располагался большой манеж. Внутри он был украшен дорическими колоннами и скульптурами коней.

Северный фасад дворца украшен широкой лестницей из сер-добольского гранита, полого спускающейся в сад, и прекрасной двенадцатиколонной лоджией-колоннадой. Лоджию венчает аттик со скульптурной группой и вензелем хозяина дворца Михаила Павловича.

Одновременно со строительством Михайловского дворца был полностью реконструирован и Михайловский сад, расположенный чуть севернее. Он занимал часть территории бывшего Третьего Летнего сада. В 1825 г. по проекту архитекторов К. И. Росси, А. А. Менеласа и садового мастера Дж. Буша он был превращен в пейзажный. Вблизи Садовой улицы вырыли два пруда с протокой между ними (один из прудов позднее засыпали). Сад был украшен павильоном, вазами, статуями и бюстами.

На берегу Мойки в 1825 г. по проекту Росси построили гранитную пристань, огражденную чугунной решеткой, и павильон. Два квадратных в плане помещения связаны между собой сквозной дорической колоннадой и полуротондой, обращенной к саду. Внутри павильона сохранилась роспись потолков. Это легкое пластичное здание объединяет Михайловский дворец с огромным пространством Марсова поля.

Вместе с дворцом Росси построил и три служебных корпуса — конюшенный, кухонный и прачечный. Конюшенный корпус в плане представлял собой квадрат с двором посередине. Корпус выходил на Инженерную улицу и отделялся от правого дворцового флигеля узким проходом. Однако в 1902-1911 гг. при сооружении этнографического отдела Русского музея конюшенный корпус был разобран. Прачечный и кухонный корпуса, размещенные на углу Садовой и Инженерной улиц, сохранились до наших дней и стали частью городской застройки. Их архитектурное убранство было очень скромным, лишь на фасаде прачечного корпуса выделялся портик дорического ордера с въездными воротами посередине.

На первом этаже дворца располагались комнаты для придворных, а также часть жилых покоев его владельцев. На втором этаже были размещены парадные и жилые комнаты.

Убранство дворцового вестибюля очень скромно. Зато великолепно оформлена Парадная лестница, занимающая всю высоту дворца в его центральной части. От средней площадки лестница расходится на две стороны, а с верхней площадки можно попасть на обходную галерею, отделенную 14 пышными коринфскими колоннами. Карниз украшен скульптурными медальонами и иероглифами, стены покрыты молочно-белой краской, потолочный свод расписан в технике гризайль мастером Дж. Б. Скотти, а пол выложен серыми и белыми мраморными плитами.

Направо от лестницы на втором этаже за передней и галереей первоначально располагались Столовая, Танцевальный зал и ряд гостиных. Налево были комнаты и кабинет Михаила Павловича. А за ними — его большая библиотека и покои великой княгини Елены Павловны, супруги хозяина дворца.

Через ее комнаты и ряд гостиных можно было пройти в Белоколонный зал.

Этот зал, имевший и другое название — Большая гостиная, представляет собой обширное прямоугольное помещение с белыми под мрамор стенами. Он разделен на три части двумя рядами колонн коринфского ордера с позолоченными капителями. Зал пышно декорирован. Стены украшены живописью, выполненной по рисункам К. И. Росси, со сценами из «Илиады» и «Одиссеи». Потолок ярко расписан изображениями античных фигур. В зале сохранились исполненные по эскизам Росси лепные десюдепорты, мебель, торшеры и люстры. В гостиной установлены три беломраморных камина, а над ними помещены огромные зеркала.

Особенно изящным было убранство дворцовой церкви св. Архангела Михаила, к сожалению, уничтоженное в 1920-х гг. В ее отделке участвовали живописцы Ф. П. Брюллов, А. Виги, Б. Медичи.

Из всех помещений дворца сохранились в первозданном виде лишь Белоколонный зал и с небольшими изменениями Парадная лестница.

У хозяина дворца, великого князя Михаила Павловича, и его жены Елены Павловны было пять дочерей, из которых только Екатерина Михайловна пережила своих родителей. Она была последней владелицей Михайловского дворца, который после ее смерти в 1894 г. перешел в казну.

В 1895-1898 гт. проводились работы по реконструкции дворца для размещения в нем Музея русского искусства императора Александра III, который был учрежден по аналогии с московской Третьяковской галереей. 7 марта 1898 г. состоялось его торжественное открытие. На средней площадке Парадной лестницы был установлен бюст императора Александра III работы скульптора Р. Р. Баха. Над бюстом размещена мемориальная доска.

В начале XX в. архитектор В. Ф. Свиньин полностью перестроил, восточный флигель в связи с размещением в нем этнографического отдела Русского музея. В результате флигель фактически превратился в самостоятельное здание с тяжеловесным порталом в центре. Таким образом, дворцовый комплекс утратил прежнюю симметрию.

Для размещения коллекции живописи, ставшей к тому времени очень большой, и для проведения временных художественных выставок к зданию Михайловского дворца с западной стороны в 1914-1916 гг. был пристроен корпус. Он получил название Корпус Бенуа — по фамилии его архитектора Леонтия Николаевича Бенуа. Здание задумано и выполнено в духе русского классицизма. Главный фасад корпуса украшен колоннами ионического ордера.

После 1917 г. музей Александра III стал называться Государственным Русским музеем. Его собрание значительно увеличилось за счет конфискованных частных художественных коллекций, изъятия церковных ценностей и перераспределения музейных фондов.

В годы Великой Отечественной войны Михайловскому дворцу был нанесен огромный ущерб в результате артиллерийских обстрелов и авиационных бомбежек города. После восстановительных работ, закончившихся в 1946 г., расположенный в здании музей вновь открыли для публики.

В 1950-е гг. был перепланирован старинный сквер в центре площади. Поперек него проложили широкую аллею, открывшую вид на портик Михайловского дворца с Невского проспекта. В 1957 г. в ансамбль площади органично вошел памятник А. С. Пушкину, созданный скульптором А. К. Аникушиным и архитектором В. А. Петровым.

Ансамбль Михайловского дворца, грандиозный по замыслу реальному воплощению, является одним лучших архитектурных комплексов нашего города.

Инженерная ул., 4/2