Blue Flower

Мраморный дворец в Санкт-Петербурге

В 1720-х гг. на участке набережной Невы, где впоследствии был возведен Мраморный дворец, находился Почтовый двор с пристанью, у которой швартовались «почтовые фрегаты». Набережную тогда называли Почтовой. Вдоль двора был прорыт канал, соединявший реку Мойку с Невой. Он получил название Красный. В 1737 г. Почтовый двор сгорел, восстанавливать его не стали, построив новый в районе Исаакиевской площади. Пристань также была заброшена, а вся территория присоединена к Царицыну лугу (Марсову полю).

В 1762 г. в результате дворцового переворота на российский престол взошла императрица Екатерина II. Поддержку ей оказали гвардейские офицеры во главе с братьями Орловыми. Один из братьев, Григорий, был фаворитом императрицы.

В 1768 г. зодчий А. Ринальди получил от Екатерины заказ на постройку «здания благодарности» — дворца для царского фаворита графа Григория Григорьевича Орлова. Для постройки и был выбран участок на краю Царицына луга. Архитектору предстояло не только органически включить здание в композицию Миллионной (Дворцовой) набережной, но и завершить ее облик. И он прекрасно справился с такой сложной задачей.

Мраморный дворец «уравновешивает» собой массивный объем Зимнего дворца. Приподнятый на гранитном цоколе, он, кажется, парит над Невой.

Торжественная закладка дворца состоялась 10 октября 1768 г. Две медные доски, на которых были выгравированы и вызолочены литеры, а также медные, серебряные и золотые монеты были уложены в мраморный ящик. Этот ящик и заложили в основание дворца. Уже в 1769 г. были возведены стены и своды здания. А дальше последовала череда долгих лет украшения фасадов гранитными и мраморными плитами, а также огромный объем внутренних работ.

На строительство дворца привозили мрамор из каменоломен на берегах Ладожского озера, Карелии и Эстляндии (Эстонии). Из Италии сюда доставляли белый крупнозернистый и цветной мрамор, с островов Греческого архипелага — белый мрамор высшего качества для скульптурных работ. Почти одновременно началось возведение нового (третьего) Исаакиевского собора, и заготовленный для него мрамор стали использовать при облицовке Мраморного дворца. Из Финляндии поступал «дикий камень», как тогда называли гранит. Мастеров не хватало, их нанимали и привозили со всех концов Российской империи.

Еще с петровских времен существовало правило о застройке улиц и набережных «по красным линиям» или «единою фасадою». Это означало, что если дом поставлен в глубине участка, то перед ним непременно вдоль «красной линии» должна была находиться каменная или чугунная ограда. Чтобы не нарушать это правило, Ринальди поставил вдоль набережной Красного канала декоративную гранитную стенку-ограду, по высоте равную первому этажу дворца. В центре ограды находились металлические ворота, украшенные бронзовыми золочеными розетками.

Главный фасад дворца, выполненный в духе архитектуры раннего классицизма, был ориентирован не на набережную Невы и не на Миллионную улицу, а на набережную Красного канала и к Летнему саду.

Внешний облик дворца вызывал постоянные восторги петербуржцев своим необыкновенным каменным убранством. В столице раньше не было ни одного здания, полностью облицованного природным камнем. Глаз петербуржцев в то время был привычен к штукатурке различного цвета, украшенным множеством декоративных деталей стенам, или, наоборот, к очень скромному декоративному убранству зданий петровской эпохи.

Тонкий, изысканный вкус архитектора позволил ему создать необыкновенную полихромную «одежду» фасадов из богатейшего набора мрамора самых разнообразных оттенков. Для украшения дворца как снаружи, так и внутри Ринальди использовал 32 сорта мрамора!

Гранит и мрамор — не просто декоративная облицовка, это составные элементы каменной кладки. Толщина стен дворца доходит до 1,5-2 м. Кладка выполнена из обожженного крупного кирпича (7 х 14 х 30 см). Она делалась в 3-4 ряда. Кирпичная стена поддерживала массивные облицовочные блоки из гранита и мрамора толщиной от 25 до 50 см и составляла с ними единую конструктивную основу.

Цокольный этаж по всему периметру здания облицован серовато-розовым гранитом. Второй и третий этажи объединяют пилястры коринфского ордера из полированного тивдийского (карельского) мрамора. Их светло-розовые тона гармонируют по цвету с гранитом цокольного этажа. Из мрамора выполнены и колонны главного фасада, обращенного в парадный двор, — курдонёр.

Мрамор неоднороден — он имеет темные и светлые прожилки. Это создает неповторимую игру света и тени, отчего одни и те же детали убранства фасадов выглядят по-разному.

Вдоль всех фасадов здания над окнами второго этажа расположены прямоугольные филенки из темно-серого мрамора.

А на их фоне — дивные беломраморные рельефные гирлянды. Наличники окон третьего этажа тоже сделаны из серого с прожилками мрамора и не имеют никаких украшений, кроме глубоких канавок. Свет, отражаясь в их полированной поверхности, создает тонкие переливы перламутровых тонов.

В своем первоначальном виде дворец выглядел гораздо наряднее и эффектнее. При его строительстве не считались с затратами. Кровля была сделана из железных полос, покрытых медью. Она сияла на солнце и казалась золотой. Сделанные из меди переплеты окон весом около пятисот килограмм и балясины балконов были вызолочены. Над балконом со стороны Невы был установлен герб Г. Г. Орлова, а над балконом по Миллионной улице — его вензель.

В центре фасада находится главный вход в здание. Два верхних этажа объединены уже не пилястрами, как на боковых фасадах, а колоннами коринфского ордера из мрамора розовых оттенков. На аттике расположена часовая башня с барочными волютами и фигурной вазой. По сторонам башни на аттике установлены две мраморные скульптуры работы русского мастера Ф. И. Шубина и 86 декоративных ваз. Эти вазы почти неотличимы по цвету от светлого петербургского неба, благодаря этому верхняя линия здания словно растворяется в воздухе.

Над часами помещены стилизованная раковина и гирлянды цветов. И, наконец, над полуциркульными окнами Парадной лестницы симметрично друг другу расположены арматуры из скрещенных знамен, пик, венков, щитов, также вырезанные из мрамора

Еще одним барочным элементом оформления главного фасада являются барельефы. Только тщательно рассматривая их, можно заметить различие в рисунках: в центре одного из них изображена голова Медузы Горгоны, в центре другого — щит с перекинутым через него дубовым венком.

В центральных частях северного и южного фасадов также можно увидеть отдельные барочные элементы. Это расположенные на уровне второго этажа двери-ниши с полуциркульным завершением и балконом на кронштейнах. Высокий аттик украшен мраморным картушем.

К 1780 г., когда облицовочные работы были завершены, надобность в Красном канале отпала, и в том же году он был засыпан.

А годом позже на его месте началось сооружение служебного флигеля по проекту замечательного русского архитектора Петра Егорова, прикомандированного в качестве помощника к Антонио Ринальди еще в 1768 г. Канцелярией строения домов и садов.

Строительство служебного корпуса, имевшего довольно скромный облик, было завершено в 1788 г. В результате главный фасад Мраморного дворца оказался за его стеной и навсегда отгородился от прекрасного вида на Летний сад.

Со стороны Миллионной улицы и набережной Невы курдо-нёр ограничен кованой решеткой на гранитных столбах с мраморными вазами. Ограда соединяет дворец со служебным флигелем. Помимо парадного двора объем здания включает еще несколько световых двориков.

В 1844-1847 гг. архитектор А. П. Брюллов надстроил и расширил служебный корпус, украсив его фасады пилястрами. Это сгладило стилистический контраст между корпусом и дворцом. Западный фасад, обращенный в сторону парадного двора, зодчий декорировал состоящим из четырех барельефов лепным фризом «Служение лошади человеку» работы скульптора П. К. Клодта.

Со времен Ринальди внешний облик дворца сохранился почти без изменений, а вот об интерьерах этого сказать нельзя. После многочисленных изменений (особенно в середине XIX в.), первоначальная отделка интерьеров частично сохранилась только на Парадной лестнице и в Мраморном зале. Это изящные орнаменты и скульптурные барельефы работы Ф. И. Шубина и М. И. Козловского.

Помещения дворца делились на две группы: парадные залы, расположенные на втором этаже, жилые и служебные — на всех трех этажах. На первом и третьем этажах служебные помещения составляли отдельные группы квартир, объединенных лестничными клетками (дома квартирного типа появились в Петербурге несколько позднее).

Расположение Парадной лестницы во дворце уникально, поскольку она ведет не в парадные залы. Здесь нет и вестибюля в его привычном виде. Парадная лестница, расположенная строго в средней части главного корпуса, в то же время не является центром его композиции. Она просто ведет с этажа на этаж и далее через служебные помещения и переходы в различные части здания. Например, в парадные залы Невской анфилады — Мраморный и Шубинский, Лаковый и Бархатный — можно было попасть, лишь пройдя через переднюю, буфет и Парадную столовую.

В оформлении Парадной лестницы архитектор использовал мрамор серого цвета, из которого сделано большинство архитектурно-декоративных деталей. Ее скульптурное убранство, созданное Ф. И. Шубиным, в аллегорической форме раскрывает философскую тему «Человек и его жизненный путь».

В стенных нишах лестницы до «среднего этажа» были размещены мраморные статуи «Утро», «День», «Вечер» и «Ночь». Они олицетворяли детство, юность, зрелость и старость человека. На следующей площадке в двух нишах расположились композиции «Весеннее равноденствие» и «Осеннее равноденствие», символизирующие гармонию развития личности.

Пожалуй, самым прекрасным помещением во дворце является Мраморный зал, который дошел до нас, реконструированный архитектором А. П. Брюлловым. Этот сравнительно небольшой зал площадью 167 м2 производит впечатление огромного залитого светом помещения. Его окна выходят на три стороны: Дворцовую набережную, служебный флигель и курдонёр. Зал состоит из двух ярусов. Стены первого яруса сохранили декоративное убранство Ринальди, а второго — оформлены Брюлловым, который украсил его искусственным мрамором. В центре потолка расположен живописный плафон «Торжество Венеры».

В зале много скульптуры и барельефов, их сюжеты прославляют гражданскую доблесть и честь.

Следующий за Мраморным в анфиладе парадных залов — Орловский зал. В его стенных нишах были установлены скульптурные портреты всех пяти братьев Орловых, впоследствии переданные в Третьяковскую галерею.

Лаковый зал украшали шесть вырезанных из дерева барельефов с эпизодами из жизни Александра Великого (Македонского). Зал, обитый бархатом, посвящен прославлению Екатерины II.

Шесть помещений юго-восточного крыла здания занимала картинная галерея. Ее стены были сплошь покрыты живописными полотнами (такая развеска называется шпалерной). Коллекция, составленная для графа Орлова, включала в себя прекрасные образцы русской и европейской живописи. Среди них портреты кисти Ван-Дейка, Рейнолдса, Гроота и картины выдающихся живописцев: Пуссена, Джордано, Рембрандта, Тициана, Рафаэля, Корреджо, Хальса, Йорданса, Урбино.

Парадные помещения второго этажа включали отделку стен росписью, иногда лаковой в китайском вкусе, обивку бархатом, штофом, брокателью (многокрасочной шелковой тканью с золотыми и серебряными нитями). Даже греческая и русская бани дворца отличались нарядным и изысканным убранством.

Жилые помещения первого и третьего этажей были отделаны со вкусом, но достаточно скромно — тканая, иногда ситцевая, обивка на стенах, цветная штукатурка, обои, паркетные дубовые полы.

Граф Орлов умер в 1783 г. в Москве в возрасте 48 лет еще до окончания строительства дворца. Тогда же дворец был выкуплен в казну у родственников графа.

В 1795 г. Екатерина II пожаловала дворец своему шестнадцатилетнему внуку — великому князю Константину Павловичу — к его бракосочетанию.

В 1797-1798 гг. во дворце жил последний польский король Станислав Август Понятовский.

Позже резиденция принадлежала другому великому князю — Константину Николаевичу. Именно при нем в 1844-1851 гг. архитектор А. П. Брюллов перестроил здание внутри, значительно изменив оформление многих помещений.

Последним владельцем дворца был великий князь Константин Константинович, президент Академии наук, известный поэт, печатавшийся под псевдонимом К. Р. Во время Первой мировой войны во дворце размещался госпиталь для раненых офицеров.

Начиная с 1917 г., Мраморный дворец поочередно занимали различные государственные и общественные учреждения, приведшие его интерьеры в плачевное состояние. Коллекция живописи и скульптуры, собранная великими князьями, разошлась по различным учреждениям. После Февральской революции здание было отдано Министерству труда. С 1919 по 1936 г. здесь размещались Российская Академия истории материальной культуры и другие учреждения.

В 1937-1992 гг. в здании располагался Музей В. И. Ленина. После его закрытия начались работы по реставрации помещений, возвращению им первоначального облика.

С 1992 г. Мраморный дворец принадлежит Русскому музею. В 1995 г. в здании был открыт Музей Людвига1, в котором и по сей день проходят выставки мастеров современного искусства. В служебном корпусе расположен Северо-западный заочный политехнический институт.

В парадном дворе, у входа во дворец, в 1994 г. был установлен памятник императору Александру III работы скульптора П. П. Трубецкого, стоявший в 1909-1937 гг. на Знаменской площади (ныне пл. Восстания), а затем долгие годы хранившийся во дворе Русского музея.

Миллионная  ул., 5/1