Blue Flower

Николаевский дворец в Санкт-Петербурге

В 1840 г. начались большие работы на Адмиралтейском острове, связанные с его благоустройством и перепланировкой. Был засыпан Адмиралтейский канал, на его месте образован Конногвардейский бульвар. В конце бульвара на месте бывшего «каторжного дома» по проекту архитектора К. А. Тона возвели Благовещенскую церковь. Площадь вокруг нее также стали называть Благовещенской (ныне пл. Труда). Благовещенскую улицу (ныне ул. Труда) застроили казенными сооружениями. На ней располагались морские казармы, лазарет, склады.

В 1851 г. был построен первый постоянный мост через Неву на Васильевский остров. Благовещенскую площадь соединили с мостом, который также стал называться Благовещенским. Началась застройка участка между Конногвардейским бульваром и Галерной улицей. На площади между улицей и бульваром было решено возвести новый дворец.

Он предназначался для великого князя Николая Николаевича (старшего) — третьего сына императора Николая I. Проект здания разработал архитектор А. И. Штакеншнейдер. Строительство продолжалось с 1853 по 1861 г.

На участке, ограниченном Конногвардейским бульваром, Галерной улицей, Благовещенской площадью и переулком, предполагалось соорудить дворец, манеж, конюшни и флигели для прислуги. В планах также были большой сад между постройками и парадный двор перед главным фасадом дворца.
Штакеншнейдер, привыкший работать в условиях сложившегося архитектурного облика города с его ансамблями, умело вписывал свои здания в уже существовавшую застройку. Новый дворец явился архитектурной доминантой Благовещенской площади. Его главный фасад выходит на площадь, подчеркивая ее градостроительное и планировочное значение. На бульвар и Галерную улицу выходят боковые фасады. Служебные корпуса расположены вдоль бульвара, за дворцом.

Обширное владение Николая Николаевича заняло целый квартал: в его восточной части был пристроен корпус с квартирами для свиты и прислуги, между ним и дворцом разместились служебные постройки. В арабском стиле был отделан манеж, который вместе с конюшнями занимал значительную часть служебного двора.

Комплекс сооружений Николаевского дворца представлял собой своеобразный городской ансамбль, в котором рядом с монументальным и нарядным дворцом находились скоромно оформленные фасады служебных зданий.

По стилю здание целиком принадлежит эклектике. Фасады Николаевского дворца — типичный пример ренессанса. Они в общих чертах повторяют приемы итальянской архитектуры XVI в. Да и задумывался этот дворец Штакеншнейдером наподобие итальянского палаццо.

У прямоугольного в плане здания два ризалита на главном фасаде и три — на садовом. Все его помещения располагаются вокруг двух световых дворов. Главный фасад со стороны Благовещенской площади выполнен в архитектурной манере раннего классицизма. Он построен в виде буквы «П», с мощеным парадным двором, и огражден ажурной решеткой, окрашенной под золото. Решетку поддерживают чугунные столбы с декоративными вазами, стоящие на высоком гранитном цоколе. Вся поверхность столбов сплошь заполнена рельефным орнаментом, который гармонирует с узором решетки.

Невысокий цокольный этаж здания обработан рустом. Линии карниза четко разделяют три этажа. Все они декорированы пилястрами.

Пилястры первого этажа с базами и капителями ионического ордера оформлены филенками с овалами в центре. Над окнами помещены барельефы в прямоугольных рамках, а под окнами — массивные консоли с венками.

Второй этаж выделен как главный, парадный. Здесь высокие окна полуциркульной формы с архивольтами, пилястры коринфского ордера, балкончики. Над подъездом расположен большой балкон с изящной чугунной решеткой, украшенной золочеными вензелями владельцев («Н» и «А») и двуглавыми орлами. Вставки-панно из терракоты на фасаде исполнил скульптор Д. И. Иенсен.

На третьем этаже, меньшем по высоте, над пилястрами ионического ордера тянется широкая лента двойного карниза, а над ним проходит металлическая решетка кровли. В центре здания фасад венчает небольшой аттик. В прежние времена он был украшен великокняжеским геральдическим щитом, поддерживаемым двумя путти. В восточной части дворца, в среднем ризалите со стороны сада, располагалась церковь с золотой главкой.

Дворец внутри светел, удобен и выглядит торжественно. Недаром Штакеншнейдера называли «мастером комфортных зданий». Помещения Николаевского дворца расположены не только вдоль фасадов, но и вокруг внутренних световых двориков. Здесь много коридоров, соединяющих помещения между собой. Комнаты объединены по группам — жилые, парадные, служебные. Для удобства сообщения архитектор устроил кроме Парадной лестницы еще и ряд других.

В отделке интерьеров Штакеншнейдер использовал разные стили, отдавая однако предпочтение ренессансу и барокко. Аркада с пилонами, ниши с мраморной скульптурой, лепные десюдепорты украшают Парадный вестибюль, в отделке которого использован камень, оставшийся от строительства Исаакиевского собора.

Центром дворца является Парадная лестница. Она сразу же вводит посетителей в его торжественный интерьер. Лестница начинается на первом этаже пологим маршем с промежуточной площадкой. На уровне второго этажа она разветвляется на два марша с площадками посередине. Эти марши ведут на галереи, которые опоясывают помещение. Ступени и площадки лестницы выполнены из белого и цветного мрамора.

Просторные светлые галереи, окружающие лестницу, украшают шестнадцать колонн из серого гранита с базами и капителями из белого мрамора. Окна галерей выходят в световые дворики. Крестовые своды галерей и пространство центрального свода заполнены нарядной белой лепкой. Ею украшены также стены лестницы и консоли. Дополняет убранство эффектная металлическая решетка со сложным рисунком.

Николаевский дворец — единственная великокняжеская резиденция с входом в домовый храм прямо с Парадной лестницы. Работая над отделкой церкви, Штакеншнейдер обратился к мотивам допетровского зодчества России. Известно, что архитектор командировал одного из своих помощников в город Ростов для осмотра местных церквей и зарисовок их оформления. В 1859 г. над алтарем, на уровне верхнего этажа, построили колокольню на семь колоколов различной величины, увенчанную большим вызолоченным крестом.

Во дворце были устроены водопровод и канализация. Отопительная система состояла из каминов (их было семьдесят), пятнадцати пневматических печей и множества русских и голландских изразцовых печей. Также дворец был обеспечен громоотводами, которые возвышались над девяноста двумя дымовыми трубами. Заземлены они были во дворе.

Помещения бельэтажа делились на три части: собственные покои великого князя и княгини, парадные залы и службы. В восточной части дворца, с окнами в сад и на бульвар, находились личные апартаменты Его Высочества: штандартная, приемная, кабинет, биллиардная возле кабинета, комната дежурного адъютанта.

Комнаты хозяина дворца были нарядно оформлены, с лепными украшениями по стенам и потолку, с дубовыми и ореховыми филенчатыми панелями, паркетами с фризом из цветных пород дерева, мраморными каминами с лепкой.

В покои великого князя можно было попасть через Собственный подъезд. Его вестибюль украшают своеобразные пилястры. Их верхняя часть решена в виде фигуры Геракла в шкуре немейского льва.

Возле биллиардной был устроен проход на Собственную лестницу, выполненную из ажурного чугуна. Там же находился гидравлический лифт с кабинкой из красного дерева.

Кабинет выполнен в стиле немецкого ренессанса. Он отапливался двумя пневмопечами и камином из черного мрамора. Три двери кабинета вели на балкон с видом на сад. Иногда по приказу Николая Николаевича туда присылали хор Финского стрелкового батальона. Сидя на балконе, Его Высочество очень любил слушать финские национальные песни.

Личные апартаменты княгини Александры Петровны примыкали к покоям супруга. Огромный кабинет Ее Высочества окнами выходил на бульвар. Свод с падугой оформлен тягами с лепными украшениями и четырьмя барельефами в углах. Он расписан в светлых тонах. Стены с богатой лепниной покрыты штофными обоями. Кабинет хорошо освещен: два окна на бульвар, две застекленные двери на балкон. Две резные двери из ореха вели в небольшой зимний сад (Цветочную), отделанный беломраморными панелями с мраморным фонтаном в виде чаши.

По западному фасаду дворца располагалась анфилада парадных залов с мебелью от знаменитого в те времена мастера А. Тура. Анфилада начиналась с Парадной (Белой) гостиной.

Парадные интерьеры в основном сохранили свой первоначальный декор. Остальные переделывались в более поздние времена, когда менялось назначение здания.

С 1894 г. в Николаевском дворце разместился Ксенинский институт — закрытое женское учебное заведение для детей дворян, покровительницей которого считалась старшая дочь Александра III, великая княгиня Ксения Александровна.

11 декабря 1917 г. помещения были переданы Петроградскому Совету профсоюзов, а здание стало называться Дворцом труда.

Пл.  Труда, 4