Blue Flower

Ново-Михайловский дворец в Санкт-Петербурге

С самого основания Петербурга участком земли на набережной Невы, где впоследствии был построен Ново-Михайловский дворец, владел князь А. М. Черкасский. Дочь князя вышла замуж за графа П. Б. Шереметева, и в середине XVIII в. участок уже принадлежал Шереметевым. В 30-е гг. XIX в. он был выкуплен в казну, и одно из существовавших зданий было перестроено архитектором А. Воронихиным для Департамента уделов. Корпуса здания выходили на набережную Невы и на Миллионную улицу. Во дворе между ними находились три флигеля.

В 1856 г. императорской семьей было принято решение о строительстве дворца для великого князя Михаила Николаевича — одного из сыновей императора Николая I. Его решили возводить на казенном участке вместо здания Департамента уделов.

Строительство было поручено архитектору А. И. Штакеншнейдеру. Для сооружения дворца также был приобретен стоявший по соседству дом княгини Голицыной. И дом Голицыной, и флигели были полностью разобраны, от остальных зданий, стоявших на участке, были частично использованы старые фундаменты и стены. Дворец строили с 1857 по 1861 г. Он занял целый квартал между Дворцовой набережной и Миллионной улицей.

Под размещение дворцовых служб — каретных сараев, конюшни, кузницы и помещений для прислуги — был куплен участок с домом графини Зубовой, выходивший на Миллионную улицу и на набережную реки Мойки.

План Ново-Михайловского дворца был продиктован формой и размерами предназначенного для него участка, а также наличием сохраненных стен старых зданий. Дворец состоит из главного корпуса и пристроенных к нему дворового корпуса и флигелей. Особенно пышной и сложной отделкой отличается главный корпус дворца, выходящий на набережную. Это пышная композиция с мотивами архитектуры ренессанса и барокко. Отделка главного фасада очень нарядная, с применением колонн, пилястров, статуй.

Каждый этаж отделен от другого профилированным карнизом. По вертикали фасад делят выступы портиков, колонны и пилястры. Особенно парадно выглядит центральный ризалит с двойным выступом. Здесь колонны второго этажа завершаются кариатидами. Боковые ризалиты завершены лишь фронтонами, также с кариатидами, но с вдвое меньшим количеством колонн.

На первом этаже четко выделен центральный вход. Над ним расположен легкий козырек, опирающийся на тонкие чугунные колонны. Перед подъездом установлены ажурные решетки, из которых «вырастают» витые столбики для фонарей-торшеров. Пилястры первого этажа имеют необычную форму — у них есть базы, но нет капителей. На окнах простые по форме наличники с замковыми камнями, а над ними — барельефы с лепным орнаментом.

Второй этаж украшают пилястры коринфского ордера с каннелюрами. Полуциркульные окна обрамлены нарядными наличниками с сандриками лучковой и треугольной формы.

Третий этаж декорирован пилястрами, как и первый, но уже с капителями. Окна здесь оформлены наличниками, как на первом этаже. Фасад венчает балюстрада с декоративными вазами. Над аттиком центрального ризалита расположены барочные волюты и треугольный фронтон с барельефом.

Фасад со стороны двора довольно прост. Здесь можно увидеть лишь рустовку, тяги, скромные наличники окон и венчающий здание карниз. В центре на третьем этаже устроена церковь. Она заканчивается небольшим куполом.

Необычно выглядят стены первого и второго этажей в средней части фасада. Вместо окон здесь узкие простенки со сплошным остеклением во всю высоту стены. Это сделано потому, что за выступающей частью фасада находился зимний сад, требовавший хорошего освещения. На первом этаже устроен небольшой подъезд с козырьком. Он вел в сад и в залы дворца.

Совершенно иначе выглядит фасад выходящего на Миллионную улицу Шталмейстерского дома, в котором находились квартиры придворных и служащих из свиты великого князя. Он решен очень скромно и сдержанно и напоминает своим обликом многоквартирный доходный дом. В его декор входят рустовка стены, наличники и замковые камни окон. Центр выделен лучковыми сандриками окон и треугольным фронтоном с геральдическим щитом. Проездные ворота украшены эффектной металлической решеткой.

Так же просто выглядят фасады конюшенного двора, кузницы и манежа, размещенных в бывшем доме Зубовой. Штакеншнейдер всегда умел найти правильное решение декора фасадов — в соответствии с назначением здания.

При постройке Ново-Михайловского дворца архитектор применил все современные технические новшества, как и ранее при строительстве Мариинского дворца. В Ново-Михайловском дворце были установлены металлические балки и стропила. Опережая время, зодчий сооружал во всех дворцовых зданиях водопровод и канализацию, хотя городской водопровод в Петербурге начал свою историю только в 1863 г., а канализация — лишь в конце девятнадцатого столетия.

На чердаке Ново-Михайловского дворца был устроен железный резервуар на тысячу ведер, из него по чугунным трубам вода шла по всему дому, службам и в дома на Миллионной улице. В резервуар вода с помощью паровой машины подавалась по трубам прямо из Невы. Машина в восемь лошадиных сил была установлена в подвальном этаже.

Во дворце была сооружена баня и оборудованы ванные комнаты. Ванны были медные, луженые, «с обделкой красным деревом в виде диванов». Само устройство ванных комнат было новшеством для того времени.

Для отопления Ново-Михайловского дворца использовались не только камины (их было во дворце двадцать семь), но и одиннадцать пневматических печей.

В интерьерах дворца декор также соответствует назначению помещений. На первом этаже располагались жилые покои. Стены здесь были затянуты узорной тканью и украшены лепкой. Лепные узоры вились на падугах и потолках, в комнатах стояли мраморные камины.

Особенно роскошно выглядело убранство кабинета. Его филенчатые панели и резной камин были отделаны ореховым деревом.

Оригинально и с большим вкусом оформили ванную комнату. Ее стены были облицованы светлым искусственным мрамором, фигуры рельефных панно фриза словно сошли с античных ваз, на дверях застыли золоченые дельфины, а в углублении пола размещался мраморный бассейн.

Второй этаж занимали парадные гостиные, приемная, Столовая, Танцевальный и Банкетный залы. Каждое из этих помещений отличалось своеобразием отделки.

Стены Столовой были затянуты тисненой кожей и облицованы резным дубом. Высокий резной дубовый камин украшал герб хозяина. Все это напоминало о старинных замках, турнирах и рыцарях.

Гостиная также поражала разнообразием убранства: стены отливали шелком, двери из цветного наборного дерева выглядели роскошно. Золоченая лепка потолков и резные узоры зеркальных рам над мраморными каминами впечатляли своей многокрасочностью.

Но особенно выделялась архитектура двусветных парадных помещений — Банкетного и Танцевального залов.

Банкетный зал вытянутой, удлиненной формы всегда был хорошо освещен. Его стена, выходящая во внутренний двор, прорезана восемью окнами. Торцевые стены зала украшены двухъярусными колоннадами, придающими облику зала торжественность. Колонны из белого каррарского мрамора с каннелюрами поддерживают хоры.

Танцевальный зал в правом ризалите дворца тоже прямоугольный, но короче и шире Банкетного. Три внутренние стены зала объединены двухъярусной колоннадой коринфского ордера. Строгая классическая беломраморная колоннада контрастирует с нарядной лепкой орнамента в антаблементе и на потолке. На хорах установлена легкая ажурная решетка. Колонны напротив окон сдвоены, а в стене за ними сделана ниша, облицованная мрамором и украшенная лепкой на своде. Зал выглядит торжественным, но не строгим, а нарядным, богатым в оформлении и величественным.

Приставка «Ново-» в названии дворца закрепилась за ним для отличия его от построенного ранее Михайловского дворца.

После смерти великого князя в 1909 г. дворец перешел к его старшему сыну Николаю Михайловичу, а в нескольких помещениях открылся музей, в котором были выставлены предметы и вещи, связанные с жизнью Михаила Николаевича. Последний владелец дворца был арестован и расстрелян большевиками в Петропавловской крепости.

После революции Ново-Михайловский дворец был национализирован. В 30-е гг. в нем разместился Институт востоковедения. Впоследствии институт практически полностью был переведен в Москву, но с 1956 г. во дворце стало снова работать его отделение.

Сейчас в здании размещаются институты Российской академии наук.

Дворцовая наб., 18